Танос, герой одного из комиксов вселенной Marvel, желая осчастливить человечество, уничтожил ровно половину людей на Земле, чтобы остальным было сыто и просторно. Но выжившие человеки не стали счастливыми, они помнили, что были у них семьи, друзья, коллеги, соседи, одноклассники. Они помнили и страдали от этого, а страдание не входило в планы комиксового бога. Тогда Танос решил уничтожить все человечество скопом и создать новых людей, чтобы им не о ком было сожалеть, чтобы им некого было помнить. Способность помнить для Таноса стала причиной истребления человечества.
Бандерлогов, обезьянье племя из киплинговской «Книги джунглей», презирали в том числе и за то, что они не могли ничего удержать в памяти на приличный срок. Способность помнить выступала здесь критерием, определяющим уважение к племени.
В пространстве современной подростковой литературы разговор о способности помнить ведется постоянно, но редко становится главным. В книге Петера ван Гестела «Зима, когда я вырос» (2001) герои стремятся вспомнить все, что с ними происходило, и уже никогда не забывать. С разницей в год этот роман поставили в Театре юного зрителя и Большом театре кукол.
Роман «Зима, когда я вырос» повествует о дружбе десятилеток в 1947 году. Томас Врей, главный герой, выдумщик и потрясающий рассказчик, подружился с Питом Званом и его двоюродной сестрой, тринадцатилетней Бет. Собственно, и все события. Пит уедет в Америку, а Томас резко повзрослеет. Дело в том, что у этих детей, выживших в войне, нет воспоминаний, точнее — им нечего помнить. Томас, мать которого умерла от тифа, помнит, как с ней ругался, но не ее лицо. Пит смутно помнит только отца, но не мать и не их вместе, погибших где-то в лагере смерти. Единственная, кто говорит с Томасом и Питом об уничтожении евреев и о войне, — Бет. Она хранит фотографии родных и скудные воспоминания, заставляя мальчиков вспомнить, что они знакомы и уже дружили когда-то давно, до войны, когда все были живы. Взрослые, которыми окружены дети, — отец Томаса или тетка Пита — не просто ничего не рассказывают, а вообще никогда не говорят о прошлом. Они не понимают, как объяснить смерть, геноцид, войну. Они не хотят помнить. Травма закрыла рты взрослым в этом мире. Тетя Пита погребена молчанием, как слоем пепла, она не спит ночами, жжет свет и прислушивается к звукам. Отец Томаса считает, что говорить значит врать, к тому же после войны прошло совсем мало времени, чтобы о ней писать. Перед нами поколение детей, переживших Вторую мировую войну, но большая часть их знания только из рассказов Бет.

Артем Устинов в спектакле ТЮЗа бережно относится к тому, что героям важно вспомнить, и сосредотачивается на единственной зацепке в памяти Пита об отце — песне «Sonny Boy» в исполнении Эла Джолсона. Песня становится тригерром, запускающим процесс воспоминания, она не позволяет Питу забыть отца и то, что их связывало. С нее начинается спектакль, где уже 11-летний Томас Врей вспоминает прошедшую зиму, когда познакомился с Питом Званом. Он поет по-русски текст этой песни, и пока она для нас, зрителей, ничего не значит. Ее смысл и способность «включать» воспоминание откроются, когда Пит (Олег Сенченко) поставит для Томаса заигранную пластинку на патефон. Мелодия становится важна не только персонажам, но и нам. Мы смотрим на сбывшееся обещание отца не отдавать своего мальчика ангелам (песня об этом). Отец Пита и не отдал — отвез сына на велосипеде в деревню, подальше от Амстердама, где уже командуют нацисты, но сам не выжил. В этом спектакле Пит все время в процессе припоминания и постепенно «подключает» Томаса, чтобы он тоже что-то вспомнил, чтобы он помнил хотя бы то, что сейчас с ними происходит. Пит задает вопрос и долго-долго всматривается в лицо друга. Возможно, Пит был бы рад, если бы болтун Томас, который много сочиняет, и сейчас придумал бы что-то про его семью, дом, родных. Томас (Никита Марковский) вскакивает на ноги и начинает вдохновенно врать, что он помнит их дом и день рождения четырехлетнего Пита, но вдруг осекается. Ложное воспоминание вряд ли обрадует друга.
Бет (Ксения Плюснина), в отличие от своих младших друзей, в полном смысле свидетель, она знает, что произошло. Она видела, как увели родителей Пита, видела, как разграбили их дом. Это знание стерло улыбку с ее лица. Плюснина играет Бет не занудой, как пытается представить ее Пит, а суровой девочкой, для которой мир утратил свою беззаботность, оставив только дела. Бет неплохо справляется с обязанностями свидетеля в этом спектакле: помнить и не бояться спрашивать, за что убили родных, в конце концов, только она дает совет Томасу расспросить отца о матери, пока хоть кто-то помнит.
В спектакле БТК мелодия Эла Джолсона не звучит, а небольшой накладной поворотный круг, похожий на пластинку, только увеличенную в размере, — это сцена для людей и для кукол. То, что в книге относится к вещам, будоражащим воспоминания, в этом спектакле становится пространством / местом, но не местом памяти. Кукольные Пит и Томас кружат на пластинке, так выражается их дружба. Практически лишенная слов, постановка, скорее, ассоциативный ряд, смена этюдов на понятные темы — урок в школе, поход в гости, мытье в ванне, промелькнет эпизод с отцом-писателем, сидящим за столом с грудой бумаг, его кукольное альтер эго будет сделано из исписанных листов, проскачет персонаж в немецкой военной форме. Михаил Кулишкин, держа кукольного Томаса, повторяет: «Я Томас Врей, мне 10 лет», — то ли боясь забыть, кто он, то ли пытаясь понять, что это значит — быть десятилетним Томасом Врееем. И только это как-то связывает спектакль с темой памяти. Мятая белая бумага отвечает и за зиму, и за «настоящий» зимний лед, медленно пропетая хором цоевская строчка «Над землей мороз…» создает ощущение зимнего оцепенения, холодрыги. Спектакль вспоминает о детстве в холодном городе, только вот чье это детство?

Герои книги пытались восстановить в памяти свое прошлое. Казачук ставит книгу как воспоминание о детстве, с узнаваемыми для всех эпизодами школьной или детско-подростковой жизни. Устинов пытается сохранить уникальность детства 1947 года не в предметах быта, а в особенностях психологии героев и в типе героя — ребенка, пережившего войну, отчасти потерявшего свое детство.
О геноциде и войне герои книги будут знать только то, что смогут вспомнить сами, взрослые не расскажут. В семье Пита Звана есть целая система табу, то, о чем нельзя говорить, — об улице, где когда-то был их дом, об отсутствующих теперь навсегда родных. В семье Томаса Врея не говорят об умершей маме. Травмированные взрослые — травмируют детей.
Оба режиссера находятся от событий книги на расстоянии семидесяти лет, им надо собирать информацию из косвенных источников, запустить механизм постпамяти. Ближе и понятней оказывается свое детство и детство актеров, свой травматический опыт взросления. Но и героям приходится собирать свои воспоминания о жизни довоенной и военной из обрывков фраз, из фотографий, из звуков пластинки. И для героев, и для создателей спектаклей работает только постпамять.
Для персонажей книги «вспомнить» становится событием жизни, узнать, что происходило, — это как обрести идентичность. Для постановщиков память о геноциде — предлагаемые обстоятельства. Это вроде понятно. Для спектакля в БТК — обстоятельства войны спрятаны очень глубоко, а потребность вспомнить геноцид не важна вообще. Томас не хотел, чтоб одноклассники знали, что у него умерла мать, в спектакле это первое, что мы узнаем про него, — он сам говорит об этом Питу. Для героев книги смерть их родителей — травма, о которой они хотели говорить, но не могли. Для героев спектакля это лишь повод сблизиться. Иногда события предельно обобщены, частности исчезли, а осталось то, что у всех похоже, — первые неявные влюбленности, уроки правописания. Спектакль ТЮЗа, пытаясь не потерять важную тему, говорит и о детском любопытстве ко всем проявлениям жизни, от игры на льду замерзшего канала до скромного поцелую в щеку и оформившегося интереса к женскимногам.
Один из персонажей книги, учитель физкультуры, вспоминает Первую мировую войну как развеселую прогулку по местным деревням, где хохочущие розовощекие девушки охотно угощали солдат и были с ними ласковы. Этот единственный взрослый, говорящий о войне, путает время своей молодости с тем, что такое война. И если бы не Пит, у Томаса могло навсегда остаться только это прекраснодушное представление о том, что значит «воевать».
Взяв за основу одно и то же произведение, режиссеры акцентировали или травмирующие воспоминания, или те, что у всех похожи, — различно то, что героям спектаклей важно помнить. Казачук обращается к памяти, заставляя зрителя узнавать и слегка сожалеть, что все так было. Устинов привносит знание о травме и ее последствиях.
Помнить естественно, когда ты взрослый, но и то все помнят разное. Для одиннадцатилетнего ребенка помнить себя четырехлетним нормально, но и эта память оказывается клочкообразной, выборочной, потому что нет всей картины происходившего. Герои Ван Гестела и стремятся восполнить пробелы в памяти, чтобы знать, как все происходило. Бандерлог не придавал памяти значения. Танос слишком хорошо осознавал негативные последствия воспоминаний. Люди часто сами предпочитают не помнить. Перестанем помнить, перестанем страдать и станем бандерлогами. Возможно, тактика бандерлога поможет выжить, но, скорей всего, ненадолго.
Май 2019 г.
Комментарии (0)