Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПРЕМЬЕРЫ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ В ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ МУЗЕЕ

Дождливым рождественским утром, 7 января с. г., Российский Этнографический музей распахнул свои двери для участников и гостей Третьего Санкт-Петербургского Собрания Вертепных Театров.

Открытие фестиваля, проходившее в преддверии Мраморного зала музея, сопровождалось рождественскими песнопениями в исполнении детского хора школы искусств им. Бортнянского. В своем выступлении художественный руководитель фестиваля В. Г. Пушкарев особо отметил прогрессивные перемены: расширенный, по сравнению с двумя предыдущими, состав участников фестиваля, предоставление для Рождественского действа лучшей из площадей Этнографического музея — Мраморного зала, а также неожиданную для организаторов многочисленность зрительской аудитории.

Нельзя не отметить, что с превращением просторного и торжественного Мраморного зала в органичное для сугубо фольклорного праздника пространст­во организаторы фестиваля справились вполне успешно. Впрочем, этого следовало ожидать — как всегда, главным создателем эстетической среды праздника стал фольклорный клуб «Параскева», давно и прочно «прописавшийся» в дворцово-музейных интерьерах. Главным в оформлении интерьера стал образ синего вечернего неба, усыпанного кружевными, ткаными, плетеными звездами, с обязательным присутствием кукольного ангельского хора. Так «Параскеве» удалось в очередной раз продемонстрировать рукодельное мастерство членов клуба — и способствовать созданию настоящей рождественской атмосферы.

Синие ширмы поделили пополам пространство, образовав многофункциональный зрительный зал, одинаково удобный как для собственно вертепного представления, исторически предполагающего небольшую зрительскую аудиторию, так и для народной драмы в лицах, требующей большего простора. Над половиной зала, где были расставлены белые кресла для зрителей и происходили в дальнейшем вертепные представления, раскинулся стилизованный шатер из полупрозрачных полотнищ, напоминающих своей белизной и легкостью то ли небесной чистоты облака, то ли несостоявшийся, увы, новогодний снегопад. И, конечно, над всем этим уютно-радостным великолепием сияла разноцветными огнями Звезда Рождества.

Уже в первый день фестиваль продемонстрировал не только вполне серьезный подход к возрождению многовековой народной традиции (реконструкцию малорусского вертепного действа XVIII века в лицах показали Камерный хор «Россика» и студенты Университета культуры и искусств), но и результат современного развития этой традиции (представление «Свет Рождественской звезды» в исполнении детского театра тростевых кукол «Ковчег», г. Гатчина). Студенты порадовали актерским мастерством и остроумными костюмами, представление кукольников из Гатчины запомнилось очаровательными, пушистыми ангелочками-снежинками. Не менее трогательным и неожиданным оказалось и появление в финале из-за ширм совсем юных кукловодов…

В программу второго дня фестиваля вместилось шесть представлений на рождественский сюжет — и все разные! Каждый коллектив обыграл традиционный сюжет о царе Ироде по-своему: небольшие представления с пением колядок, кукольные представления детских коллективов и даже целый спектакль, с участием кукол, артистов, «подручного материала» и самих зрителей. Именно такой была «Рождественская елочка» в исполнении Творческого объединения «Арт-Проект» (руководитель Н. Первушин). Даже самые маленькие зрители получили возможность поучаствовать в этом представлении: ответить на вопросы Аленушки и помочь ей нарядить скромно поблескивающую огоньками елочку. В развернувшемся затем кукольном действии ангелы с золотыми крыльями парили над страшным и грозным царем Иродом, восточными воинами в доспехах и с мечами, над Младенцем и Его Матерью. В небольших перерывах Аленушка вновь задавала зрителям вопросы, объясняла только что увиденное, попутно добавляя красочных украшений на ветки елочки.

Каждое представление на радость детям заканчивалось шумными народными играми в фойе музея — это снова постарался клуб «Параскева».

По отзывам зрителей, наибольшее впечатление произвели во второй день красочная и трогательная «Рождественская драма» (по Дмитрию Ростовскому) в исполнении санкт-петербургского Вертепного театра под руководством А. Стрельникова и Е. Васильевой и вертепное дейст­во «Смерть царя Ирода», представленное молодым детским коллективом «Горница» ДДТ «Современник». Эти коллективы были особо отмечены и организаторами Фестиваля на церемонии закрытия.

Третий день был не менее насыщенным: свое искусство показали пять коллективов (из Ломоносова, Тихвина, Владимира и др.). Самым впечатляющим было, пожалуй, «Вертепное действие в двух частях», представленное Вертепным театром С. Тучиной из Владимира. Коллектив этот существует уже десять лет, начинал свою работу с попыток реконструкции традиционного вертепа. Взяв за основу традиционную конструкцию, использовав собст­венные фантазии на темы древнерусского деревянного зодчества, владимирский театр предложил вниманию зрителей настоящий деревянный дворец (деликатно и органично декорированный орнаментальными росписями и увенчанный серебряной звездой), в недрах которого при свечах происходила первая часть представления: «Рождение Божественного Младенца и о злом царе Ироде». Нельзя не сказать и о том, что традиционные персонажи-куклы были очень выразительны, выполнены как-то особенно тщательно, с большой любовью. Вторая часть представления, «О Ферапонте и Агриппине», традиционно исполнявшаяся после обязательного библейского сюжета, завершила фестиваль, объединив артистов и маленьких зрителей в едином праздничном круговороте.

На этой же радостной ноте прошла и церемония закрытия Фестиваля. Коллективам вручили дипломы-благодарности, всех еще раз поздравили с Рождеством, а затем пригласили во двор Музея полюбоваться фейерверком — подарком одного из спонсоров Фестиваля.

В целом Третье Собрание Вертепных Театров разительно отличалось от двух предшествовавших. Расширился состав участников, увеличилась зрительская аудитория, вырос профессиональный уровень коллективов, появилась достойная финансовая поддержка. Преобладание среди зрителей взрослых говорит о том, что интерес к возрождению многовековой народной традиции — вполне серьезный, а постоянное и активное участие зрителей-дошколят внушает обоснованные надежды на дальнейшее развитие и долгую творческую жизнь Рождественского фестиваля в Этнографическом музее.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.