С. Прокофьев. «Война и мир». Мариинский театр.
Дирижер Валерий Гергиев, режиссер-постановщик Андрей Кончаловский, художник-постановщик Георгий Цыпин
«Война и мир» С. Прокофьева — материал высшей степени трудности для постановщиков. Здесь простое арифметическое сложение имен знаменитостей никак не гарантирует художественный успех. И большие деньги тоже.
Десяток лет назад Валерий Гергиев уже предпринял попытку реализации грандиозного музыкально-сценического полотна. Тогда фигурировали имена Грема Викка, художника Тимоти О’Брайена и питерского маэстро. Попытка удалась, но спектакль прожил недолго: и конструктивно был сложен, и холодок некий — британский — присутствовал в нем.
Много воды с тех пор утекло. Прежняя Наташа — Лариса Шевченко — теперь блестяще делает возрастную характерную роль Ахросимовой. Прежняя клавишная конструкция по сложности монтажа — детский лепет в сравнении с нынешней вселенной, водруженной на сцену. А постановщики всё «родные», хотя и с иностранной пропиской.
Для Гергиева с его мощным темпераментом, умением охватить гигантские музыкальные формы и любовью к Прокофьеву «Война и мир» — абсолютно родная стихия. Здесь он великолепен и вряд ли может быть превзойден дирижерами-современниками. Его оркестр до осязаемости выразителен, точен и проницателен, как толстовское слово, — певцы иной раз уступают остроте и гибкости инструментальных интонаций. А во второй, военной части спектакля Гергиев и вовсе все берет на себя: сцена с большей или меньшей долей банальности лишь иллюстрирует музыкальные картины. Причем иллюстрирует примитивно, на уровне лобовых символов, которые за серьезные театральные решения выдавать в общем-то стыдно. Давно уже стали общим местом и иконы во весь задник, и дубины из папье-маше, и цветочки в руках детей вкупе с поверженными знаменами неприятеля. Теперь к ним прибавился красный петух, своим балаганным появлением испортивший довольно сильный эффект: угрожающий припляс народной толпы на фоне красного зарева. Все и само по себе понятно, так на тебе еще и петуха! (Чтобы кто-нибудь не засомневался, особенно за границей, куда собираются экспортировать театрального колосса.)
В симфоническую ткань активно и мощно вплетается хоровое звучание. Народ, согласно эстетике русской прогрессивной оперы XIX века, подан авторами сценической редакции и постановщиками как главное действующее лицо. Однако достойное озвучание прокофьевского музыкального текста есть, а лица как-то не получается. Присутствует на сцене некая гуща, достаточно обезличенная, именно, как ни странно, благодаря попыткам выделить отдельные персонажи в нечто значительное. Так как выделение производится с помощью махровых штампов, то общая картина моментами вызывает просто тошноту от переедания пресного с отвратительным сладковатым привкусом. И беда, если за «рулем» всей этой музыкально-театральной махины не Гергиев: колосс никнет, проседает и грозит рухнуть.

Но настоятельно хочется вернуться к тому хорошему, что есть в спектакле, в основном, в первой части.
Единая для всего представления установка — сильно выгнутое сферическое пространство сцены — в первой части куда больше обещает, чем дальше оправдывает обещания. Сначала создается ощущение бескрайности неба и земли, и вычлененные крупным планом элементы архитектуры (висящий в воздухе балкон) или быта (диван, зеркало) приобретают весомое значение. Однако во второй части, где земля очищается от быта и предстает в своей первозданной наготе, где столь масштабный художественный образ призван звучать как философско-этическая категория, сценическое действо компрометирует идею. Композиция народных и батальных сцен формируется примитивно, с применением замшелых соцреалистических приемов, и вся значимость грандиозной установки лопается подобно мыльному пузырю. Собственно театральных решений в военных сценах раз, два, да и обчелся: первая «живая картина» — ощетинившиеся штыками французские солдаты, Наполеон на скалистом гребне над полем сражения да вышеупомянутый припляс поджигателей на огненно-красном фоне — вот и все, что, на мой взгляд, может показаться значительным. Остальное — неумелое обращение с хоровой массой, вульгарная иллюстрация «ужасов войны» с бутафорскими культями и дряблым задом «насилуемой» бабы, аморфность сценической драматургии и дешевая спекуляция на патриотических чувствах публики.
Как-то не удается мне зацепиться за положительные зрительские эмоции. Между тем в спектакле небезынтересно решена сцена бала, и в частности вальса, когда застывшие в позах чувственного танца пары фоном проплывают на движущейся ленте и только Наташа с Андреем полны жизни и легкого дыхания чудной прокофьевской мелодии.
Из персонажей более всего повезло Наташе Ростовой. Артистическое очарование, грация, непосредственность и замечательная полетность голоса Анны Нетребко сделали ее героиню максимально приближенной к идеалу. Даже некоторая вычурность поз и движений, свойственная режиссерскому рисунку Кончаловского, в интерпретации Анны, с ее особенной интонацией («…в этой девочке есть что-то совсем, совсем особенное», — говорит о героине Андрей Болконский), приобретает оттенок трогательной детскости, хрупкости и одновременно жизнестойкости здоровой натуры, способной испробовать все и остаться верной себе.
Другая Наташа, Татьяна Павловская, очень точно выполняет все тот же рисунок роли, но где-то она теплее Нетребко, где-то приземленнее, где-то даже драматичнее… На ее голос партия ложится весьма органично, и, пожалуй, вокально нигде Павловская не была так хороша, как в прокофьевской опере.
Болконский-младший представлен опытным, уже порядком уставшим Александром Гергаловым и начинающим Владимиром Морозом, слушателем Академии молодых певцов Мариинского театра. Ни тому, ни другому, в силу причин разных и порою прямо противоположных, не удается абсолютно естественно вписаться в повороты режиссерской фантазии. Князь Андрей в этом спектакле то чопорно сух, то не в меру ребячлив, то неловко мелодраматичен. Впрочем, приз «надежда» в этом раскладе безусловно принадлежит Владимиру Морозу, поющему красиво, осмысленно и не так скучно, как его старший коллега.
Если бы не мешала тягомотная фальшь череды эпизодов с участием Пьера Безухова во второй части, можно было бы с радостью констатировать успех Алексея Стеблянко в этой роли. Сцены с Наташей и Анатолем он проводит очень убедительно и в смысле вокала, и по части драматической; но начинаются «военные страдания», и от естественной эмоции, от слияния с мыслью, которую несет этот герой, остается ничтожная малость. В сценической атмосфере, созданной Кончаловским во второй половине спектакля, ничего, кроме риторики и актерского нажима, ждать не пришлось бы даже от великого артиста.
Жаль… Жаль колоссальных средств, истраченных на постановку; жаль того хорошего, что грозит не перетянуть на весах общей оценки спектакля, ибо если «Мир» частично выигран, то «Война» проиграна однозначно.
Июнь 2000 г.
Комментарии (0)