Признаюсь (не стыдно!): выйдя с учебного спектакля «По ту сторону смысла», я хотела только одного — ни с кем не общаться, не говорить, молча дойти до дому и остаться одной. Выключить телефон, закрыть дверь. Молчать.
Такого впечатления на Моховой у меня не было со времен «Братьев и сестер», когда вот тоже — ночь, улица, фонарь, идешь… Но там была эмоция бурного потрясения (случилось!), а тут — тихого (произошло…). Там — почему-то ранняя солнечная весна, тут — тихая белая июньская ночь, замершие улицы, очень светло и пусто. С «Братьев и сестер» уходили толпами — с этого спектакля по пустому институтскому двору бредут единицы, потому что смотрят его всего двадцать-двадцать пять человек.

В коридоре 4 этажа театроведческого корпуса СПГАТИ (рекреации бывш. Тенишевского училища не откликаются уже культурным эхом, как не откликаются пространства многих российских особняков, лепнина которых закрашена бесчисленными слоями масляной краски тех лет, когда в них работали райкомы, обкомы, суды и следственные изоляторы), найдя закуток с зелеными стенами и железными шкафами (точь-в-точь Фрунзенское НКВД), студент IV режиссерского курса Александр Кладько (курс Г. Козлова) поставил спектакль — фрагмент книги Т. В. Петкевич «Жизнь — сапожок непарный».
Во-первых, это поступок. Трудно было представить себе, что книга Тамары Владимировны, ставшая фактом биографии многих и многих, «лагерная литература» может стать частью жизни сегодняшних студентов — через два поколения. Идя на спектакль, я боялась двух вещей — вранья и социальности. Казалось, не соврать молодые исполнители не смогут (чтобы не сфальшивить, почувствовать реальную боль, играя страницы этой книги, надо не иметь кожи), а еще хуже — возьмут за ноту некий пафос обличения, заменяющий правду (1943 год для них —парадоксально! — исторически более далек, чем 1904 с «Вишневым садом»). А. Кладько и его актеры присваивают опыт той истории, которую, считается, их поколение не хочет присваивать, как всякий негатив. Они не скрывают потрясения от того материала, который играют, относясь к событиям 1943 года не эпически (что было бы понятнее), а лирически.
Опустим постановочную фантазию (вас ведут по длинному коридору — фонари воображаемых охранников в спину — и рассаживают в «отстойнике» безмолвными зрителями кошмара). Потом коридор (голову — вправо) становится «коридором воспоминаний» Тамары Петкевич, там, в лучах света из открытых дверей аудиторий, возникают друзья, муж, сестра — дорогая сердцу жизнь, которая отделена теперь «отстойником» и уходит от Тамары по мере того, как про каждого, кто возникает в коридоре, она узнает: предал, написал на нее донос, следил, отрекся…
Опустим песни 30–40-х годов, пропитавшие спектакль (тоже, скорее, не эпика, а лирика…) и Чайковского, который несется из репродуктора пронзительной тоской «другой жизни» (момент как будто не вполне на театре дозволенный, даже запрещенно-мелодраматический, но что мне важнее — знание законов или то, что сжимаешься в комок!).
Опустим все это. Важнее, что Саша Кладько поставил настоящую экзистенциальную драму. В двух метрах от нас идут допросы, диалоги арестованной девушки Тамары Петкевич (Оксана Скачкова) и влюбленного в нее следователя (Валентин Кузнецов). Это настоящий психологический театр. Следователь влюбляется в Тамару и пытается спасти ее. Он пытается доказать ей, что он — друг и ему нужно верить, он открывает ей предательства ее друзей, пытаясь завоевать ее, при этом выбивая у нее из-под ног почву, как будто сдирая дерн с земли (кажется, так сказано в тексте). Но и сам, покалеченный НКВД, завербованный, все больше влюбляется в нее — ту, которая ни секунды не лжет, даже в ужасе кромешного оцепенения и непонимания.
Все — действительно «по ту сторону смысла», в мире, где истина давно упразднена, как и вера, где жизнь и смерть уравнены в правах. Ужас общения, когда нельзя верить ничему.
Как это сыграть? Молодые актеры играют это поразительно. То, как проходит сквозь два часа действия Оксана Скачкова, — отдельная тема. Не сходя с табуретки перед столом следователя, два часа не сводя с него глаз, она пытается вникнуть в смысл происходящего, понять и одновременно не понимать системы провокаций… Она играет судорожное стремление сохранить «по ту сторону смысла» себя, не покривить душой и ежесекундно верить только в то, во что положено верить, и не верить в то, во что верить не велел Бог. А В. Кузнецов существует в не менее драматических обстоятельствах, когда судороги любви изначально лишены человеческой основы и потому обречены.
Они очень близко. Во всех смыслах. Невозможно в какой-то момент не отождествить себя с ними. Отождествляешь — и холодеешь. Мог бы ты пережить ЭТО?
Кто-то во дворе Моховой сказал, что дебют Кладько — как дебют Козлова («Моление о чаше» тоже было спектаклем на двоих и тоже тихим «подпольным» кружением «по ту сторону смысла», это была любовь двоих — глаза в глаза — в присутствии постоянной антидиссидентской слежки и кэгэбэшной машины за окном). В «Молении о чаше» молодой режиссер передавал «привет» учителям: однажды включали старенький радиоприемник, и голос Юрского—Тузенбаха прощался с голосом Поповой—Ирины («Только ты меня не любишь…»). Теперь, завершая спектакль в коридоре червертого этажа бывш. училища, молодой режиссер тоже передает привет учителям — звучит Моцарт, тема, завершающая спектакль Козлова «P. S.», и волей-неволей у тех, кто видел его, в голове начинает звучать текст Гофмана: «…наступит весна, а за весной придет лето, ты взглянешь на обновленную природу, в каждой пробивающейся травке, в каждой почке почувствуешь ты дыхание жизни…» Тамара уходит по длинному коридору, обняв маленькую сестренку, уходит из кабинета, где на допросе (!) ей совсем недавно говорили о том, что восемь раз без нее будет зацветать айва, и только потом… Тамара уходит на более долгий срок.
…Белая ночь, солнце, великий город, из которого ехала во Фрунзе к любимому ленинградская девочка Тамара Петкевич, чтобы вернуться почти через двадцать лет, пройдя ад лагерей. Так странно — та жизнь и эта: девочка, книга, настоящая, хорошо всем знакомая Тамара Владимировна, живущая на Пушкинской улице, юная актриса Оксана Скачкова и удивительная героиня только что виденного спектакля… Круги бывают не только кругами ада.
Сентябрь 2000 г.
Комментарии (0)