Н. Скороход. «Сизиф и камень». Экспериментальная сцена театра «Балтийский дом».
Постановка Анатолия Праудина, сценография Марта Китаева и Михаила Платонова
Щекочущее разум понятие «театр двадцать первого века» овеществляется на наших глазах. Не потому, что искусство обретает новые формы, а потому, что календарь неумолим. Все ближе и ближе подходим мы к двадцать первому веку и все тверже убеждаемся, что ничего особенного в искусстве не происходит. Разве что урбанизация, так пугавшая творцов на пороге века двадцатого, охватила не только все сферы деятельности, но и все сферы сознания. Теперь даже классическая формула «бог из машины» не удивляет: откуда же ему еще появляться? А к слову «реальность» все чаще стало прибавляться определение «виртуальная». И от этого никуда не денешься.

Весной в театре «Балтийский дом» Анатолий Праудин поставил удивительный в своей абстрактности спектакль. «Сизиф и камень» не относится ни к чему — ни ко времени, ни к художественным течениям, ни к культурологическим концепциям. Появись он на чердаке или в подвале, он непременно назывался бы «перфоманс». На сцене же «Балтийского дома» это спектакль. И похоже, этот спектакль открывает некое новое направление в нынешнем театре, смежное с компьютерной графикой и интернетными экскурсиями.
Первое, что бросается в глаза, — плоскость. У «Сизифа и камня» практически нет объема. Человеческие фигуры привязаны к неожиданной в контексте греческой мифологии пирамиде. Группы персонажей располагаются либо на фоне пирамиды, либо в границах ее, не приближаясь к рампе и даже не стремясь к ней. Март Китаев, сценограф, известный лукавой насмешкой над сценической реальностью, ставит на сцене железную урбанистическую конструкцию, Софья Азархи одевает персонажей в стилизованные египетские наряды, а режиссер размещает их подобно горельефу на предложенной пирамиде. С самого начала тебе, зрителю, дается возможность понять: ты здесь абсолютно ни при чем, хоть и сидишь почти вплотную. Сизиф, камень, Гадес, переводчик неизвестно с какого непонятно на какой — они все объединены рамками конструкций сценографии. Тебе места в этих рамках нет и быть не может. Ты — перед ними, как перед фактом или перед экраном.
Игра начинается ритуальным вопросом Камня: «Спроси меня, кто я?» — и вариантом ответа Сизифа. Каждый новый этап отношений Сизифа (Александр Борисов) с Камнем (Ирина Соколова) сопровождается этой присказкой. На каждом новом этапе-уровне Камень выдает новый вариант: «Я Кассандра», «Я чемпион», «Я огонь»… Сизиф честно втаскивает Камень (Камня?) на вершину пирамиды, проходя очередной уровень, а Камень радостно сбегает с вершины, позволяя начать новую игру и предлагая Сизифу не выходить из нее. На каждом этапе появляются все новые и новые персонажи — новые и новые проблемы для Сизифа. И в какой-то момент оказывается, что древний грек так втянулся в игру со своим веселым, балованным вниманием Камнем, что расставаться с ним не хочет. И ни жена ему не нужна, ни друзья-герои, ни капризные цари. Ему нравится преодолевать трудности и носить Камень (Камня!) на вершину.
Основная часть действующих лиц пребывает на сцене постоянно, то негромко комментируя происходящее, то разглядывая его невидящими глазами. Поначалу они вписаны в рисунок спектакля в качестве орнамента — Гадес (Александр Кабанов) со своей Персефоной (Алла Еминцева) ритмично колотят невидимыми молотами в такт шагам Сизифа, переводчик (Михаил Брискин) монотонно повторяет диалог греческого царя и его вечной обузы, маленький Харон (Владимир Баранов), увешанный фаллическими хвостами, ютится у подножия лестницы в никуда. Потом и они вступают — каждый на своем уровне, никак не раньше. Они выделяются из фона и становятся препятствиями для втаскивания Камня на гору. Справится с ними Сизиф — может тащить свой Камень. Не справится — пусть начинает сначала.
Экспериментальная сцена «Балтийского дома», в просторечии «Новый ТЮЗ», поражает даже искушенную публику искренностью и подробностью своей работы. Такого тонкого и точного сценического существования на петербургской сцене не видели уже давно. Подкупают в равной степени абсолютная любовь к искусству в себе, а не наоборот, и полная иллюзия четвертой стены. В кои веки раз со мной, зрителем, не заигрывают, к себе не зовут, хоть и сажают рядом. Живут себе «за прозрачной плоскостью», играют во что-то, предоставляя мне возможность только наблюдать. И еще сопереживать, если я втянусь в их существование, если я в них поверю. А я втягиваюсь и сопереживаю, и жалею жену Сизифа, прекрасную звезду Меропу (Маргарита Лоскутникова), и радуюсь приезду Тезея (Алексей Барабаш) на невероятной лошадке, и восхищаюсь распахивающимся дымным голубоватым пространством за железной пирамидой мрачных коричневых тонов. Но очарование ситуации в том, что моя радость, моя жалость и мой восторг никого не занимают. Не для того таинственный игрок запустил свою игрушку «Сизиф и камень», чтобы вызвать у меня набор эмоций.
Кто, собственно, этот игрок? Не зритель: от него ничего не зависит. Не Сизиф, и уж тем более не Камень: они действующие лица. Никак не актеры: они только исполнители действующих лиц. И кажется, даже не режиссер: он раз и навсегда спланировал ход игры и отошел в сторону — смотреть, как увлекаются его детищем посторонние с билетами и без.
И так, шаг за шагом, восторг и упоение сменяются недоумением: а зачем, по совести говоря, все это? Есть ли разница между живыми людьми и фигурками компьютерной анимации? В чем суть и высший смысл происходящего?
Отчасти ответ запрятан в самом действе. Во встрече Тезея и Сизифа. Недалекий богатырь Тезей категорически не понимает, почему его земную славу героя, победителя Минотавра, затмевает посмертная слава Сизифа, лжеца и пройдохи, замечательного только своим наказанием. Тезей даже упрашивает царя-мученика дать ему, пришедшему живым в царство мертвых, потаскать Камень. А Сизиф отказывает. Ему нравится Камень, нравится носить его на вершину, нравится играть с ним в игры, какие не придумать земным умом смертного. И получается, что мое недоумение сродни удивлению Тезея и ответ на мой вопрос тот же: да просто нравится Сизифу возиться с Камнем, а Камню — развлекаться с Сизифом. И это не классическое «Ты в ответе за тех, кого приручил», потому что никаких усилий для приручения друг друга царь и булыжник не предпринимали. Это всего лишь времяпрепровождение. Определенно, этот прием носится в воздухе. В центре Невского, в стеклянной витрине сидит ди-джей радио «Ностальжи». Кто подумал о том, что это живой человек, ведущий напряженную работу в предлагаемых обстоятельствах «публичное одиночество»? Он — застекленная картинка, реклама, шоу. Он не властен в своей судьбе. Его там придумали и в него теперь играют. И искусство не отстает от жизни. Есть условия игры, есть завязка — одна навсегда, развязки разные. Успеет Лола добежать до цели и выручить приятеля или не успеет? Сможет Сизиф перехитрить весь Аид и остановить Камень на вершине или не сможет? Дальнейшее — бесконечность.
«Стоп! — как говорили в одном рекламном ролике. — Это же должен быть я!» «Спроси меня, кто я!» Ты камень, я посторонний, мы могли не встретиться, и ничего бы не изменилось. Проходя, можно остановиться и наблюдать за течением действия мимо тебя, и размышлять над становлением новой формы отношений театра со зрителем. А можно не останавливаться… У игры «Сизиф и камень» есть два варианта финала. Либо «etc.», либо «Esc». Но для того, чтобы в нее играть, нужно обладать хотя бы минимальным уровнем компьютерной грамотности. Иначе начинаешь судить ее по законам театра. А тут действуют какие-то другие законы. Но не надо искать определений. В эпоху мороженого «Миллениум» скучно говорить о постмодернизме.
Июль 2000 г.
Комментарии (0)