Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

АНАТОЛИЙ ПРАУДИН

Вопросы, надо сказать, столь сложные (кроме, разумеется, последнего), что и не знаешь, как быть. А когда не знаешь, как быть, то надо быть кратким, по крайней мере.

1. «Деятель театра, поскольку он человек, должен отдавать себе отчет в том, зачем он делает театр», — говорил Дж.Стрелер. Ваши варианты? ЧТО ТАКОЕ ДЛЯ ВАС ТЕАТР? ДЛЯ ЧЕГО ОН?

Вопрос мучительный. Ответить на него не смогли ни Аристотель, ни Чехов, ни Питер Брук. Что такое театр? В чем его смыcл? Если бы сегодня или завтра театр в одночасье исчез, — никто, кроме тех, кто там получает жалованье, этого бы не заметил. Почти все соглашаются, что театр жив вопреки логике, периодически: один раз в 10 лет ему готовят пышные похороны. А он все не умирает. Мы удивляемся, недоумеваем, а люди каждый вечер приходят в театр, во время спектакля, в большинстве своем, мучаются, зевают, спят, думают о своем, потом неистово аплодируют и уходят довольные, как правило, удовлетворенные. Короче, парадокс, да и только.

2. Театральный словарь: атмосфера, ансамбль, ритм, мизансцена, действие, конфликт, музыка. Определите, пожалуйста, что означает для вас каждое слово. Ненужное вычеркните. Впишите недостающее для вас.

Лучше, чем в словаре, мне не сформулировать. Да и того, что там сформулировано, — достаточно. А дальше начинается искусство. Искусство одухотворить теорию.

3. Режиссура конца ХХ века. Что из нее останется живо? Какие принципиальные вещи не решены?

Что живо — то живо. Что не живо — то мертво. По-моему, есть одна проблема, которая мучает всех режиссеров без исключения. Никогда не знаешь, как пройдет очередной спектакль, даже если он играется много лет и под авторским присмотром. Как достичь художественной стабильности в течение всей жизни спектакля?

Анатолий Праудин.
Фото из архива «Петербургского театрального журнала»

Анатолий Праудин. Фото из архива «Петербургского театрального журнала»

4. Ваше этическое кредо.

Этическое кредо каждого из нас в главном сформулировано в известной древней книге. Другое дело, насколько удается жить по этим законам…

5. Режиссура: искусство и ремесло. В чем диалектическое взаимодействие этих понятий и в чем конфликт их?

Чем выше ремесло, тем меньше искусства. Искусство возникает вопреки ремеслу.

6. Смерть театру в ХХ веке предрекали дважды. Что угрожает театру сегодня?

Все. Даже погода. Но я подозреваю, что театр будет существовать бесконечно, как ни в чем не бывало. А мы будем бесконечно удивляться и задавать этот вопрос.

7. Что такое лично для вас «живой театр»?

Тот, который существует сегодня.

8. Ваши самые сильные театральные впечатления за всю жизнь?

Их было много, но самое сильное — первый увиденный мною спектакль. Это «Красная шапочка» в постановке отца. Из последних лет — выступление театра «Фарсы» на 75-летии ТЮЗа. Они подготовили ужасно смешной номер про детскую скорбь, мы этот вечер, разумеется, записали, я потом раз десять крутил кассету. Очень сильное впечатление.

9. Исполнилось 100 лет МХАТу. Идея русского репертуарного театра — что это: стопор, кризис или надежда?

На мой взгляд — идеальная форма.

10. Актер — художник или исполнитель, интерпретатор или создатель?

И художник, и исполнитель, и интерпретатор, и создатель.

11. Бергман говорил: «Актер — брат и саботажник». В чем заключается братство и в чем — саботажничество?

Актер — брат, но двоюродный. Нет, просто мы до конца не понимаем профессий друг друга.

12. Существует ли для вас понятие актерской школы? Какой вы себе ее представляете в идеале?

Школа — это этический и эстетический сговор. В идеале, когда все в компании понимают друг друга и доверяют друг другу.

13. Если бы вы имели возможность собрать собственную труппу со всего мира — из кого бы она состояла?

Она бы состояла из актеров моей труппы.

14. Как вы относитесь к идее открытых репетиций (Бергман, Эфрос)?

Мне трудно. Если я действительно работаю — публика умирает со скуки. Если веселю публику — скучают актеры.

15. Петербург. Ваши взаимоотношения с ним. Взаимоотношения с ним вашего театра?

Петербург — прекрасный город. Взаимоотношения? Не соскучишься…

16. В диалоге с кем вы находитесь?

С авторами, которых ставлю.

17. Как вы ощущаете сегодняшнюю петербургскую театральную ситуацию?

Хорошая ситуация.

18. Рядом с вами за круглым столом: В.Туманов, Г.Козлов, Клим, А.Галибин, Ю.Бутусов, Г.Дитятковский, В.Крамер. Что вы скажете об этой компании и о том, что ее принято называть «новой волной»?

Для меня честь оказаться в этой компании. Нам скоро на покой, а все — «новая волна». Вечная молодость.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.