Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ

Он — режиссерский. Это многое объясняет.

Не присваиваю авторства. Почти два года назад порог редакции переступил лично не знакомый мне тогда режиссер Клим. Накануне в СТД секция критики собрала режиссеров — поговорить о профессиональных проблемах. Оказалось, некоторые из них встретились друг с другом впервые — и теперь Клим переступил порог редакции. «Я не спал всю ночь, — сказал малознакомый Клим. Ты должна сделать номер, — сказал он — о новой режиссерской волне в Петербурге. Номер наших манифестов. Сейчас уникальная ситуация, которой не было никогда и нигде: одновременно ставят несколько режиссеров, которые при этом могут собраться за одним столом (в одном номере) и которым не противно смотреть друг другу в глаза. Это продлится недолго, не больше года, торопись».

Клим ушел. А я осталась. Манифесты, конечно, никто писать не стал, ситуация, конечно, стала через год меняться, но идея журнала «новой волны» не умерла — и вот воплощается в этом номере.

Что такое «новая волна», никто из наших героев не понимает, и это, собственно, не их дело. Более того, каждый из режиссеров в процессе нашей совместной работы высказывал удивление по поводу одной из фамилий: а он-то здесь при чем, он-то другой… Потом соглашался — да, в составе «компании» есть логика.

Итак. На страницах номера мы собрали для профессионального разговора режиссеров, которые творчески определили 90-е годы петербургского театра (может быть — последнее пятилетие). С разницей всего в несколько лет все они вошли в художественную жизнь. За каждым —определенная школа. Каждый, как улитка, носит за собой свой театр-домик (театра —Дома ни у кого из них нет, все так или иначе бездомные, не главные в традиционном смысле). До последнего времени никто из них не произносил словосочетания «коммерческий спектакль», им чужда «производственность» (опять же в традиционном смысле). Удачи, неудачи, степень таланта и толерантность к разным условиям — не обсуждается. Почти все они следят за спектаклями друга друга (что, например, для Москвы — неслыханно и невиданно), ощущают присутствие друг друга в городе, способны общаться (если не все вместе, то хотя бы по трое. А ведь вообще, традиционно, присутствие более чем двух режиссеров в одном пространстве — взрывоопасно).

Проблемы возникли только с самим Климом. Покинувший петербургское пространство год назад, он был найден нами в просторах России и пообещал (конечно!) ответить на анкету. Пропал. Потом нам позвонили из Москвы: «Факс от Клима, семнадцать страниц».

Прошли первые пять. В них было много слов «мистический» и «мистериальный». Но дальше факс перестал принимать страницы, и сколько бы попыток не делали наши московские друзья, — линия стопорилась и манифест Клима не желал проходить в наши пределы или, наоборот, это пространство не могло воспринять его… Так продолжалось неделю. В итоге, мы приняли решение опубликовать фрагменты — те, что дошли. Надеюсь, Клим нас поймет.

P.S. И вот, написав все это, вижу афишу: Виктор Крамер. Коммерческий спектакль «Ненормальная» с Ниной Усатовой и Игорем Скляром. Да, прав был Клим: ситуация продлится недолго…

АНКЕТА «ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ЖУРНАЛА».

1. «Деятель театра, поскольку он человек, должен отдавать себе отчет в том, зачем он делает театр», — говорил Дж.Стрелер. Ваши варианты? ЧТО ТАКОЕ ДЛЯ ВАС ТЕАТР? ДЛЯ ЧЕГО ОН?

2. Театральный словарь:
атмосфера
мизансцена
действие
ритм
ансамбль
конфликт
музыка
хореография
(определите, пожалуйста, что означает для вас каждое слово. Ненужное вычеркните. Впишите недостающее для вас)

3. Режиссура конца ХХ века. Что из нее остается живо? Какие принципиальные вещи не решены?

4. Ваше этическое кредо.

5. Режиссура: искусство и ремесло. В чем диалектическое взаимодействие этих понятий и в чем конфликт их?

6. Смерть театру в ХХ веке предрекали дважды. Что угрожает театру сегодня?

7. Что такое лично для вас «живой театр»?

8. Ваши самые сильные театральные впечатления за всю жизнь?

9. Исполнилось 100 лет МХАТу. Идея русского репертуарного театра — что это:стопор, кризис или надежда?

10. Актер — художник или исполнитель, интерпретатор или создатель?

11. Бергман говорил: «Актер — брат и саботажник». В чем заключается братство и в чем — саботажничество?

12. Существует ли для вас понятие актерской школы? Какой вы себе ее представляете в идеале?

13. Если бы вы имели возможность собрать собственную труппу со всего мира — из кого бы она состояла?

14. Как вы относитесь к идее открытых репетиций (Бергман, Эфрос)?

15. Петербург. Ваши взаимоотношения с ним. Взаимоотношения с ним вашего театра?

16. В диалоге с кем вы находитесь?

17. Как вы ощущаете сегодняшнюю петербургскую театральную ситуацию?

18. Рядом с вами за круглым столом: В.Туманов, А.Праудин, Г.Козлов, Клим, Ю.Бутусов, А.Галибин, Г.Дитятковский, В.Крамер. Что вы скажете об этой компании и о том, что ее принято называть «новой волной»?

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.