(о книге А.Шапиро «Как закрывался занавес».
М.: «Новое литературное обозрение», 1998. 349 стр.)
Когда Малый зал филармонии затопило и он встал на просушку, потом на ремонт, концерты стали давать в фойе. Музыканты говорили, что в этом здании играть можно везде — хоть в туалете, хоть на лестнице, оно все, целиком, приспособлено к музыке.
У Рижского ТЮЗа тоже была знаменитая акустика. Эхо спектаклей Адольфа Шапиро разносилось далеко за пределы Латвии. Когда в этих пределах разразилась культурная революция и первым делом ударила по театру (именно за его интернациональный резонанс), режиссер пережил катастрофу дела своей жизни как режиссер. Сначала, по-видимому, чуть не умер. Потом увидел эту катастрофу в драматических сцеплениях со всей своей жизнью, с постановками этого театра, с судьбой современной культуры вообще. Режиссер остался режиссером.
Многие режиссеры пишут книги. Хорошая театроведческая библиотека не обходится без них. Удачи здесь нередки. Иногда это и есть просто очень хорошее театроведение. Но чтобы режиссер написал книгу, как спектакль поставил…
Когда закрыли Камерный театр, на Тверском бульваре можно было встретить Таирова, вглядывающегося в театральные афиши: он подсознательно искал афиши своего уничтоженного театра. Времена изменились, А.Шапиро ставит спектакли где хочет: на Риге свет клином не сошелся. Или сошелся? Многоэпизодная композиция его книги, сопрягающая трагедию крушения театра с необычайно интенсивным процессом осмысления этой трагедии, — это проживаемая здесь и сейчас драма современного художника. Игра о том, что с нами происходит, в узнаваемых декорациях и с известными персонажами. И это тоже театр А.Шапиро, оплаченный судьбой.
Комментарии (0)