Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

КАК СЫГРАТЬ ЮБИЛЕЙ

Юбилеи — одна из напастей последнего времени, вроде публичного помешательства. Редко удается сохранить лицо, и тогда неизбежен драматический контраст с антуражем, рекламой спонсоров и т.д.

В театре Ленсовета день рождения его многолетнего лидера обошелся вовсе без пошлости. 29 декабря 1998 года зал, разумеется, был полон, а на сцену пустили только своих — зато почти всех своих, за многие годы. Драматический эффект возник сам собой. Где-то за стенами театра был больной восьмидесятилетний (во что трудно поверить) Игорь Петрович Владимиров, к которому и было все обращено, вся эта горячая волна любви и благодарности. Добавим сюда драматизм встречи актеров с давними ролями, со старыми партнерами, драматизм возвращения на единственный вечер в общую молодость. Обычная, более того — программная для этого театра взаимная «открытость» сцены и зала была еще усугублена. Актеры играли свою и нашу историю, роман питерской публики с театром Ленсовета обрел былую страстность. Вереница сцен из совсем старых и не столь давних спектаклей — такова драматургия юбилейного вечера, незатейливая лишь на первый взгляд.

Действо проходило в богатейшей эмоциональной амплитуде; юмор, драматизм, лирика сменяли друг друга с той же импровизационной легкостью, как бывало в лучших постановках Игоря Владимирова, — достигая порой жгучего звучания. Вершиной комизма был, пожалуй, эпизод из «Человека и джентельмена» (известная сцена репетиции, с неподражаемой осью А.Равикович — Н.Райхштейн). Драматической и лирической кульминацией, конечно, стал финал — «Она угасла…», сцена из «Людей и страстей», где А.Фрейндлих вновь на этой сцене играла душу театра (только ли играла?)…

То и другое не случайно: театральная материя, казалось, сама на наших глазах обретает свой сюжет. Театр говорил о себе, и не на расхожем юбилейном несерьезе, не «вполноги», а с полной отдачей и достоинством. Все было — о театре, и жизненная ситуация, встреча людей, давно разбросанных актерской судьбой по разным сценам, также становилась художественным, драматическим фактом на этом вечере. Гала-парада актерских поколений не было, они встречались в отрывках из спектаклей в звучных, таких сценически выразительных владимировских дуэтах, ансамблях. Вспыхивала искра драматического узнавания, душевной памяти, порой и восторга…

Верная этим подмосткам труппа и пришедшие отовсюду актеры (Е.Баранов, М.Боярский, С.Заморев, Е.Каменецкий, Е.Ларионова, Н.Леонова, Е.Ложкина, Ю.Лыхвус, И.Мазуркевич, А.Пузырев, А.Равикович, Т.Рассказова, А.Фрейндлих), не делились на «хозяев» и «гостей». Может быть, главным итогом этого юбилея было то, что стало очевидно: время неумолимо, но оно пощадило труппу как целое. Щедрая творческая закваска, оставленная юбиляром, «бродит» по сю пору. Молодые актеры есть, и им есть что наследовать. Да вот хоть взять свежую премьеру театра, «Душечку» Г.Васильева: замечательно играют, от старейшины — М.Девяткина до молодой И.Савицковой, а посередине Е.Маркина. Д.Барков, Е.Филатов, А.Солоненко. Есть еще и совсем мальчик, причем сын бывшего ленсоветовца, Е.Баранова…

Можно надеяться, что владимировское наследство не будет промотано в ближайшее время, театр явно осознает его ценность. Юбилейный вечер это хорошо показал, так же, как передано это и в газете, выпущенной к юбилею и лишенной юбилейных клише, фиксирующей связь актеров со своим режиссером и учителем.

Пока номер готовился к печвти пришло известие о том, что 20 марта 1999 года Игорь Петрович Владимиров скончался.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.