Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

В НОЧЬ ПОД РОЖДЕСТВО…

В конце прошлого года в Петербурге в пятый раз прошел международный фестиваль новых театров, театров-студий и студийных спектаклей «Рождественский парад». Афиша фестиваля, оформленная известным петербургским театральным художником Эмилем Капелюшем, — легкие белые снежинки и звезды на ярко-синем рождественском небе — вместила в себя замечательное разнообразие театральных вечеров. В программе — спектакли петербургских сцен, а также театров из Москвы, Гатчины, Рязанской области, Эстонии, Литвы, Польши…

«Рождественский парад» открыл новые лица, вселяющие надежду, что жизнь не так сурова, как кажется, особенно на территории отдельно взятого государства — театральной сцене.

Фестиваль нарушил не только государственные границы, предъявив спектакли соседних государств, он нарушил также наши представления о театральной иерархии, авангарде и арьергарде, больших и малых сценах, громких репутациях и тихой «безвестности» людей, сочиняющих спектакли. Уровень некоторых представленных работ был таков, что не могло быть и речи о малых сценах и студийных театрах как о некой резервации, предназначенной для экспериментов театрального молодняка.

На фестивале было много поэтических спектаклей. Разумеется, много Пушкина в преддверии двухсотлетнего юбилея. Две версии «Пиковой дамы», «Маленькие трагедии» в театре «Аквариум» на проспекте Просвещения, «Акулина» по «Барышне-крестьянке» в театре «Премьера» на улице Трефолева, «Руслан и Людмила» — моноспектакль Глеба Подгородинского из Москвы.

Театр «Квадратное колесо» представил спектакль «Сны о русском Пьеро» — композицию по поэзии Георгия Иванова и Александра Вертинского. Даниила Хармса сыграли артисты театра «Встречи» из Гатчины, Иосиф Бродский был представлен спектаклем «Песни дома Мурузи» в исполнении Николая Якимова.

«Как уберечься от Пиковой дамы?» — называется спектакль, показанный Молодежным театром «Предел», приехавшим на фестиваль из города Скопин Рязанской области. В программке обозначено: домашний спектакль. И в самом деле, он сочинен и разыгран как бы домашними силами: отец, мать и сын — Владимир, Ирина и Илюша Дель — сыграли свой спектакль на пушкинские темы. Их сочинение — монтаж пушкинских стихов, писем, а также школьного фольклора и современных городских анекдотов, страшилок. Пушкин увиден хулиганским детским взором. Мгновенные розыгрыши, шаржи — при этом истинно драматическое понимание пушкинской судьбы.

Обладателем Гран-при «Рождественского парада» стала «Пиковая дама» в постановке Игоря Ларина (театр «Монплезир»). Постановщик в программке да и в самом тексте своего театрального сочинения напомнил нам слова В.Белинского о том, что «Пиковая дама» не тянет на повесть — так, анекдот, не более. Забавный случай. С пушкинской прозы решительно снято мистическое напряжение, упразднены ее тайны. Под музыку Нино Рота из фильмов Феллини разыгран иронический триллер. «Пиковая дама» предстала как серия ужастиков. Ларин решил снять героев с оперных ходулей, смыть с пушкинской повести позднейшую оперную патетику: его герои — и старуха, и Лиза — примеряют на себя бутафорские рожки, прыгают по сцене карнавальными чертями. Все выстрелы и смерти здесь бутафорские (привет от Квентина Тарантино!) — словно знаменитый американский киномистификатор прогулялся по страницам Пушкина. Сценически это сделано остроумно, изобретательно, энергично и вполне последовательно. Галина Карелина, народная артистка Советского Союза, прима-актриса Александринской сцены, удостоена главного приза за лучшую женскую роль.

Одним из открытий фестиваля стало имя Николая Якимова — он исполнил «Песни дома Мурузи», спектакль по стихам Бродского. Из электронной пустоты стоящего на сцене старенького телевизора, на экране которого вспыхнет в финале изображение Бродского, из черноты ушедших лет, из темноты коммунальной квартиры на углу Литейного и Пестеля, из «ниоткуда с любовью» возвращаются стихи Бродского, спетые Якимовым под гитару. Эти песни не разойдутся «в народ», их невозможно петь с коллективной милой душевностью «на посошок» — абсолютно эксклюзивное авторское сочинение талантливого артиста и музыканта Якимова, которое исполнять может только он один. Он поет, чуть прикрыв глаза, глухим голосом, не давит зрителя богатым актерским интонированием… Можно прийти в Фонтанный дом, в музей Ахматовой, и посмотреть в уютном зальчике видеофильм, заказать записи с «живым» голосом Бродского, но можно прийти на спектакль Николая Якимова, безукоризненно петербургский по культуре и внутренней интонации — смыслы и ритмы поэта звучат здесь живо и одухотворенно…

Моноспектакль московского артиста Глеба Подгородинского «Руслан и Людмила» продемонстрировал возможности традиционной школы русского актерского искусства, школы Малого театра. Артисты из Литвы показали фольклорный спектакль «Круг жизни» по поэзии Ю.Марцинкявичюса, воспроизводящий традиции народного искусства, неспешного, почти пасторального пения, хороводов, тихой декламации «по кругу» с зажженными внутри «круга» свечами в керамических плашках. Был на фестивале уличный «Хеппенинг» театра «Белый клоун» из Польши, был и «интерактивный хеппенинг» Олега Жуковского «Зондершуле», показавший возможности Формального театра. Спектакль «Царство» по пьесе рано ушедшего из жизни ленинградского драматурга Александра Попова подтвердил высокую репутацию режиссуры Владимира Михельсона, который год подряд создающего свой поэтический мир в театре «Особняк» на Петроградской стороне.

Фестиваль открыл новое режиссерское имя, внушающее серьезные надежды: Роман Смирнов показал спектакль «Женитьба Гоголя» в «белом театре» — совершенно оригинальную версию знаменитейшей пьесы русского классического репертуара. Игранная-переигранная «Женитьба» в исполнении Валерия Кухарешина и Марины Солопченко предстала как фантастическое приключение, происшедшее с гоголевскими героями. Сюжет, сценически затертый «до дыр», помещен режиссером в сновиденческое пространство. На темной сцене в течение полутора часов чрезвычайно насыщенного сценического времени, организованного по правилам сложнейшей музыкальной партитуры, происходит Встреча и Невстреча мужчины и женщины, история вечная как мир: попытка прорыва одного человека к другому.

Таковы — в общих чертах — сюжеты «Рождественского парада».

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.