Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

ВНУТРЕННИЙ СВЕТ ИМИТИРОВАТЬ НЕВОЗМОЖНО…

Наталья Дмитриевская обладает уникальными вокальными данными — лирико-колоратурным сопрано очень красивого серебристого тембра и огромного (три октавы) диапазона. В определении типа ее голоса даже мастера экстра-класса не единодушны: Галина Вишневская после выступления певицы на III туре конкурса, носящего ее имя, вопрошала: «Кто тебе внушил, что ты колоратура? Ты лирическое сопрано с хорошим верхом и полнокровной серединой!» Дмитрий Вдовин из Большого театра воспринял голос Дмитриевской как «драматическую колоратуру».

Сегодня Дмитриевская — бесспорная примадонна Ростовского музыкального театра. Ее репертуар весьма внушителен: Мими и Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Джильда и Виолетта («Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди), Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Царица Ночи («Волшебная флейта» В. Моцарта), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе). Дмитриевской-актрисе не свойственно трагическое мироощущение. Взрывной, открытый темперамент, сочные, резкие, контрастные мазки — не ее стихия. В ее актерской палитре — полутона, пастель. Дмитриевская являет собой тот тип творческой личности, которому обязательно нужен режиссер, но такой, что дает исполнителю фантазировать подробности роли.

Н. Дмитриевская. 
Фото из архива театра

Н. Дмитриевская. Фото из архива театра

«Мне кажется, основная работа актрисы над ролью начинается не тогда, когда на доске ты видишь приказ о своем назначении. Для меня такая работа — процесс непрерывный, причем многое происходит не на уровне сознания. Конечно, стараешься читать хорошую литературу — художественную, историческую, искусствоведческую. Я много слушаю выдающихся певцов, смотрю записи опер. Но если я получила роль, скажем, Джильды, я видео смотреть прекращаю, стараюсь лишь слушать разных певиц. Вообще, для меня важно в любой роли делать так, как не было у других исполнительниц, пусть даже самых именитых. Очень люблю наблюдать за людьми в жизни, особенно на отдыхе (море, пляж): здесь люди, как правило, расслабленны, снимают социальные маски. Тут-то я за ними и подгляжу! Это увлекательнейшее занятие! Самое интересное — отмечать особенности пластики. Все это откладывается в копилку моей эмоциональной памяти, а когда оттуда будет извлечено, ведомо лишь Создателю: это процесс спонтанный», — говорит о себе певица.

Дмитриевская и на сцене, и в жизни несет мощнейший заряд позитивной энергии. Ее героини лучезарны и светоносны, потому что сама Наташа — очень искренний, открытый, теплый человек. Ибо есть качества, которые даже великому лицедею имитировать невозможно, и внутренний свет — из их числа. Дмитриевская необычайно женственна, но без экстравагантности, которой сегодня в избытке на сцене и на телевидении. Ее женственность негромкая. Актриса нежно любит каждую из своих героинь, но особняком в ряду ее сценических созданий стоит Виолетта.

Впервые артистка спела эту партию вскоре после окончания музыкального училища (13 мая 2000 года) на сцене Пятигорского театра оперетты в сопровождении пятигорского симфонического оркестра. Спектакль, приуроченный к 200-летию Кавминвод (режиссер Герман Киселев), был традиционным.

В постановке Ростовского музыкального театра, осуществленной Сусанной Цирюк, Виолетта — одна из масок карнавала: карнавальная стихия выносит героиню на поверхность жизни, но эта же стихия ее и поглощает. По мысли Цирюк, трагические карнавальные маски символизируют драму Виолетты, умирающей не от чахотки, а от любви. Героиня Дмитриевской — единственный подлинный человек на этом карнавале, потому что отношения она стремится наполнить живым чувством. Драма этой Виолетты — в невостребованности любви, ибо нет в ее окружении человека, чья способность любить была бы соизмерима с ее. Не каждому в жизни выпадает роскошь жить без маски: Виолетта, какой ее представляет Дмитриевская, в этом смысле избранница небес. Еще одна важная черта образа — безусловное принятие всего, что ниспослал Виолетте Господь. Потому и нет в ней интонаций обреченности даже перед лицом смерти.

Нет ничего увлекательнее для творческого человека, чем вылепить на сцене характер, диаметрально противоположный собственному. Такова роль Царицы Ночи в моцартовской «Волшебной флейте» (режиссер-постановщик — главный режиссер РГМТ Константин Балакин). До «Флейты» все героини Дмитриевской были воплощением красоты, света и добра. Задача представить коварную, мстительную фурию поначалу казалась нереальной: ни одного из этих качеств нет в природе актрисы. Балакин подчас намеренно стремился разозлить исполнительницу, чтобы добиться нужного эмоционального состояния. Так родился образ, не похожий на привычные: Дмитриевская, умело использовав женственность и шарм, явила нашему взору эдакую обольстительную стерву. В арсенале средств покорения мужских сердец — «частица черта», которая живет в глубине каждой истинной женщины, делая ее непредсказуемой. Воспроизведение же вокальной стороны партии Царицы Ночи (с запредельно-высокой тесситурой и головоломными пассажами) выше всех похвал!

Иные актерские задачи поставил перед Дмитриевской в «Волшебной флейте» на сцене Большого театра режиссер Грэм Вик. Действие оперы перенесено в наши дни. Царица Ночи здесь светская львица, и, как подобает оной, необычайно манкая и сексапильная. Она появляется в белой песцовой шубе, на высоких каблуках, с ультрамодной короткой стрижкой. Три дамы из свиты Царицы — современные, очень красивые длинноногие девицы. В первом акте они одеты в милицейскую форму, во втором — в медицинские халаты, в финале появляются в тигровых шубах. И если в первом акте Царица Ночи выходит на сцену из черной «Волги», то в финале машина трансформируется в катафалк. Три дамы, Царица Ночи и Моностатос ползут к этой машине, пытаясь скрыться. Героиня Дмитриевской отталкивает своих партнеров, садится в машину и уезжает. Возможность поработать в столь непривычной версии знакомого сочинения очень увлекла актрису. Особым откровением для нее стало решение второй арии героини («В моей груди пылает жажда мести»), обычно подаваемой в агрессивном ключе. Здесь монолог матери звучит как ласковый укор дочери: «Я тебе верила, а ты меня предала!» Царица Ночи — совсем молодая мама: если Памине лет 16–17, то матушке — максимум 34 года.

Н. Дмитриевская (Царица Ночи). «Волшебная флейта». 
Ростовский музыкальный театр. Фото из архива театра

Н. Дмитриевская (Царица Ночи). «Волшебная флейта». Ростовский музыкальный театр. Фото из архива театра

Марфа в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова — роль не выигрышная ни в вокальном, ни в драматургическом отношении. Нередко у исполнительниц этой партии уже в арии второго акта («В Новгороде мы рядом с Ваней жили») слышны интонации обреченности, предощущения трагедии. В спектакле Ростовского музыкального театра (режиссер-постановщик Константин Балакин) Марфа Дмитриевской не представляет, что на земле существует зло, которое когда-то поразит и ее. Она полнится жизнью, радостью бытия. Один из парадоксов этой оперы в том, что царская невеста Марфа находится на сцене сравнительно недолгое время. Гораздо больше вокального и сценического материала у Грязного и Любаши. При такой расстановке сил Дмитриевской удается сделать свою Марфу воистину центром спектакля, его доминантой. «Самое трудное для меня в роли Марфы — то, что драматургического развития образа как такового нет, нужно и в финале оставить ее девочкой, которая ни в чем не виновата. Она подобна искупительной жертве. Вокруг нее бушуют страсти, а она искренне не понимает, за что же ее так наказали. И голос для партии Марфы нужен особый — такой космический, нездешний», — говорила о своей работе Дмитриевская. У нее этот «космический, нездешний» голос есть. В четвертом акте, в знаменитой сцене сумасшествия Марфа Дмитриевской находится как бы за гранью земного бытия. В арии «Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем?» хрустальный тембр молодой певицы напомнил несравненный голос народной артистки СССР Галины Ковалевой — кстати, кумира нашей героини.

Возьму на себя смелость утверждать: нет в мире певицы, имеющей в репертуаре Царицу Ночи, Джильду и… Ярославну («Князь Игорь» А. Бородина). Весть о том, что Дмитриевская вводится на эту роль (режиссер-постановщик Юрий Александров), ошеломила даже знатоков вокала: партия Ярославны очень крепкая, тесситурно не слишком удобная, требующая «мясистого» центра и полнозвучных низов. Особенно встревожились ростовские меломаны, почитатели таланта Дмитриевской: не расшатает ли певица голос, поварившись в драматическом котле бородинской музыки?

Роль Ярославны Дмитриевская «лепила» с Юрием Александровым, который славится в профессиональных кругах бережным отношением к природе актера. В интервью накануне премьеры «Князя Игоря» в Ростове он говорил: «Я не натягиваю свою концепцию на разных исполнителей: что подвластно актеру Н., допустим, неприемлемо для актера Х. —  просто в силу его физических данных. Я убежден: умение вызвать к жизни особые, индивидуальные качества того или иного певца — самая главная задача режиссера».

В работе с Дмитриевской Александров отталкивался от внешности, фактуры, специфики голоса — легкого, подвижного, полетного. Ярославна Дмитриевской гибка и пластична. Эта молодая женщина — почти девочка: хрупка, ранима, но есть в ней внутренняя сила, непоказное достоинство — личностное и женское. Данные качества Ярославны — Дмитриевской оказались особенно важны в сценах с Галицким и с боярами (финал первого акта). Режиссер не стал добиваться от певицы драматической насыщенности звука, напротив, просил петь светло, не перегружать нижний регистр. Ярославна Дмитриевской воспринималась как символ вечной женственности.

Блистательно проводит актриса сцену Плача Ярославны. Финал решен Александровым как действо, происходящее за порогом земного бытия. Постаревшая, седая Ярославна обращается к Солнцу, ветру, к Днепру. Выразительная пластика Дмитриевской, ее «поющие» руки, безупречное владение вокальной интонацией (а это главное средство создания характера в опере) в сцене Плача заставляют зал замереть. Актриса своей игрой словно дает нам понять: здесь, на земле, все суетно, преходяще, и проживать свои жизни нам стоит так, чтобы позволено было вернуться в Высший мир. Ярославна Дмитриевской, как ее Виолетта и Марфа, искупила страданиями земные грехи, а потому ее душа, вознесшись на небеса, обрела покой…

Наталья Дмитриевская состоялась как певица и как актриса. Сегодня она способна с успехом исполнять партии, написанные для лирического, лирикоколоратурного и, как стало ясно недавно, даже для лирико-драматического сопрано. Актрисе чуть больше тридцати — прекрасный возраст для творчества и веры: все лучшее на сцене и в жизни впереди…

Январь 2011 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.