Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ГРАН-ПРИ ДЛЯ «РУПОРА»

I ОТКРЫТЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ «TeArT» В ЧЕЛЯБИНСКЕ

Челябинская государственная академия культуры и искусств (ЧГАКИ) еще относительно недавно, как нетрудно догадаться, называлась просто институтом культуры. Но институт решил быть не хуже других и стал академией. И I открытый фестиваль-конкурс «TeArT», что прошел в ее стенах в минувшем апреле, в значительной мере результат того же стремления — быть не хуже других. За образец взят ярославский фестиваль «Будущее театральной России», собирающий студенческие спектакли театральных вузов всей страны. У челябинцев на первом фестивале получилось показать лишь несколько студенческих спектаклей ЧГАКИ (курсы Марины Аничковой, Александра Мордасова и Юрия Бобкова) и Екатеринбургского театрального института (курс Андрея Русинова). Зато статус открытого фестиваля позволил почти бесконечно расширить его границы за счет любительских спектаклей, которые подарили несколько сильных полярных впечатлений. От вполне качественного по вокалу и пластике, технологически оснащенного мюзикла «Ромео и Джульетта», сыгранного студентами Челябинского педагогического университета, до настоящей проповеди молодежного театрального коллектива «Белая птица» при СвятоСимеоновском соборе Челябинска, показавшего спектакль по притче современного уральского автора Вадима Словцова «Портрет души». У любителей были работы профессионального уровня (постановка «ЛБВЬ» молодежной студии театра «Манекен» под руководством Владимира Филонова), а были изумляющие своей человеческой предысторией. Из таковых — моноспектакль француженки Жаклин Жакот «La Saqouine» («Грязнуля») в постановке Флоранс Малетт. Удивительная героиня — акадка, представительница небольшого народа, обосновавшегося в Северной Америке и говорящего на наречии своих французских предков XVI века. Удивительная исполнительница, начавшая осваивать актерскую профессию после ухода… на пенсию и достойно существующая в непростом жанре моноспектакля.

Студенты выпускного курса ЧГАКИ (руководитель Марина Аничкова) показали два спектакля: «В день свадьбы» Виктора Розова и «О, женщины, женщины…» по чеховским водевилям. «А разве он живой?» — изумленно спрашивает героиня розовской пьесы в ходе диалога, посвященного модному поэту Евтушенко. Пьесе полвека, она, как и Евтушенко, вполне жива и при правильном разборе и распределении ролей (и то, и другое имеет место) способна превратиться и превратилась в хорошо рассказанную историю с сочными характерами. Два спектакля этого курса жюри фестиваля под председательством петербургского режиссера Григория Козлова отметило общей наградой в номинации «Лучший актерский ансамбль», выделив Ольгу Билан (лучшая женская роль — вдовушка Попова, водевиль «Медведь» в чеховском спектакле). Третьекурсник ЧГАКИ Иван Степанов отмечен за лучшую мужскую роль (спектакль «День, когда Ден дал дуба» курса Юрия Бобкова уже вошел в репертуар «взрослого» «Манекена»).

Екатеринбургский театральный институт представляли второкурсники. Однако «Чморик» Владимира Жеребцова в постановке их мастера Андрея Русинова — работа совершенно не ученическая. Острота содержания и театральной формы, искренний нравственный пафос и радость игры, точный психологизм и «зримая песня» во всей ее заразительности. Награды в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучший актерский дуэт» (Даниил Андреев и Кирилл Попов).

А Гран-при фестиваля вручен театру «Рупор» (Москва) за спектакль «Простое, как мычание (Серебряный век. Свободное сочинение)». Это первая постановка молодого коллектива, а «TeArT» — первый фестиваль в его истории. Актеры «Рупора» (их восемь) и режиссер Семен Филиппов — недавние выпускники Челябинской академии культуры и искусств (мастерская профессора Елены Калужских). Все оказались в Москве, все зарабатывают на жизнь не театром. Но друг друга не потеряли, сумели найти площадку для репетиций и первую работу привезли в родной город. Их спектакль по поэзии, прозе, переписке и мемуарам Серебряного века — мост между временем футуристов и акмеистов и днем сегодняшним, сплав слова, песни, пластики, эмоционально заразительное, очень современное по форме и смыслу зрелище, чем-то напоминающее легендарный «Твербуль». Молодые люди говорят о прошлом, которое может стать нашим будущим, видят в биографиях Цветаевой, Хлебникова, Бурлюка, Ахматовой, Одоевцевой, Гумилева, Маяковского, Крученых современные ситуации и повороты. Сергей Филиппов получил награду за лучшую режиссуру. Можно сказать, что на фестивале произошло явление нового незаурядного театра, у которого, дай Бог, все только начинается.

Пять фестивальных дней были насыщены спектаклями (всего — семнадцать). Тем не менее нашлось время и для мастерклассов членов жюри: Григория Козлова, Андрея Русинова, актрисы Инги Оболдиной (она, кстати, выпускница ЧГАКИ), режиссера и продюсера, директора фестиваля «Европейские встречи» во французском Лионе Рено Лескуера. На мастер-классах, как и на спектаклях, залы были полны, будущие актеры и режиссеры задавали массу вопросов гостям и не хотели их отпускать. Необходимость продолжения фестиваля стала очевидна с первого дня. «TeArT» номер два намечено провести через два года.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.