Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

«ТРОЙЧАТКА» ДУАТО. ПОСВЯЩЕНИЕ

«Nunc Dimittis». Музыка А. Пярта, Д. Азагры.
Михайловский театр. Хореография, костюмы, декорации Начо Дуато

«Без слов / Without Words». Музыка Ф. Шуберта.
Михайловский театр. Хореография, костюмы, декорации Начо Дуато

«Дуэнде / Duende». Музыка К. Дебюсси.
Михайловский театр. Хореография Начо Дуато, художник-постановщик Вальтер Ноббе

«Тройчатка» — таким словечком в балетном мире называют вечер одноактных балетов. Только в советские времена скуден был их набор, все ограничивалось «Шопенианой», «Пахитой», «Кармен-сюитой». Одноактная форма, тем более бессюжетная, много лет в отечественном репертуаре не приживалась. Иное дело — балеты многоактные, многонаселенные и, естественно, с фабулой. «Полнометражный» в мозгу культурных функционеров было равнозначно слову «полноценный». И хотя реабилитация малой формы еще не наступила, процесс идет. Этой весной в разных театрах пришлось посмотреть сразу три варианта «тройчаток». Прекрасен набор в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко: два балета, теперь уже золотомасочные, Иржи Килиана — «Маленькая смерть» и «Шесть танцев» — плюс премьера финна Иормы Эло «Затачивая до остроты». В Перми тройчатка под концептуальным названием «Видеть музыку» включает постановки современных хореографов Дагласа Ли, Луки Веджетти и Гаэтано Сото. И о них, вероятно, речь впереди. Балеты Начо Дуато в Михайловском театре в этом контексте выглядят, пожалуй, самым гармоничным вечером: три спектакля объединены авторским стилем.

Сцена из спектакля «Дуэнде / Duende».
Фото из архива театра

Сцена из спектакля «Дуэнде / Duende». Фото из архива театра

Сенсационный переезд Начо Дуато в Cеверную столицу привлек внимание к этому имени, и теперь даже далекие от балета люди знают, что знаменитый испанец входит в топ-пятерку известнейших хореографов мира. Питомец бежаровской школы «Мудра», солист Кульберг-балета и килиановской труппы NDT-1 ставить начал в конце 1980-х, а через десяток лет числился уже не подающим надежды неофитом, а пребывал в статусе одного из главных действующих лиц современной хореографии. С 1990 по 2010 год он руководил Национальным театром танца Испании: возглавив труппу после Майи Плисецкой, Дуато сумел сделать ее одной из самых востребованных. Но после двадцати лет работы на родине предпочел скандальную отставку и ответил на предложение Владимира Кехмана — возглавить балет Михайловского театра, кажется, не без посредничества известного продюсера Сергея Даниляна.

Первая премьера для него стала своего рода инаугурацией на новом месте, а в таких случаях принято делать громкие программные заявления. Хотя времени было не так много, в прейскуранте вечера балета, кроме переноса двух прежних постановок, оказалась и одна новая, «Nunc Dimittis» на музыку Арво Пярта. Одарив петербуржцев мировой премьерой, хореограф вряд ли предполагал, чем обернется для него желание быстро освоиться и заговорить на языке наших родных осин.

Две прежние работы Дуато, представленные труппой Михайловского балета с тщательностью, но пока без восхитительной свободы (время и труд сделают свое дело), вообще-то пребывают в статусе шедевров. В полной мере они характеризуют его пластический стиль, метод работы, художественные предпочтения. Название балета «Without Words» — «Без слов» — своего рода девиз знаменитого испанца. Он явно не верит рассказанным в балете простецким историям. Диалог музыки (обязательно живой, никакой записи!) и разнообразного танца, по Дуато, и есть собственно балет. Тонкая связь, переплетение и взаимодополнение звука и движения могут давать импульс каким угодно зрительским ассоциациям, дело хореографа лишь предоставить для этого богатую пищу. Можно вспомнить и классификацию незабвенного Федора Лопухова: танец бывает «под музыку», «на музыку» и «в музыку», так вот последний вариант — точно про Дуато. В общем, баланчинские заветы вкупе с крепким влиянием Иржи Килиана, которого тоже можно назвать его учителем.

Сцена из спектакля «Без слов / Without Words».
Фото из архива театра

Сцена из спектакля «Без слов / Without Words». Фото из архива театра

Сцена из спектакля «Nunc Dimittis».
Фото из архива театра

Сцена из спектакля «Nunc Dimittis». Фото из архива театра

Балет «Без слов», сочиненный для Американского балетного театра в 1998 году, инспирирован музыкой Франца Шуберта, а более ранний голландский «Дуэнде» — анакреонтической стилистикой камерных сочинений Клода Дебюсси, где главенствуют «античные» флейта и арфа. И в том и в другом поистине завораживает умение Дуато длить танец бесконечной кантиленой, лепить из тел изысканные позировки, строить полифонические композиции, придумывать замысловатые, но чарующе естественные движения, поддержки, переходы и комбинации. Смотреть на это можно бесконечно, как на воду, огонь и природу, анализировать — неимоверно сложно. При этом заявленные в буклете программные мотивы необязательны, вернее, не единственно возможны. В «Дуэнде», например, на генетическом уровне ощущается преемственность с «Послеполуденным отдыхом фавна» Нижинского (мотив лесных существ, волшебных эльфов), а в остальном — фантазия стремительно уносит нас в иные дали, где царствует не нарратив, а архитектоника почти скульптурной пластики. Шубертовский балет, возможно, назван так еще и потому, что в его основе — переложенные для виолончели и фортепиано песни австрийского романтика. Сыгранные «без слов», они утрачивают конкретность поэтических рассказов о разочарованном мельнике, но оставляют щемящее чувство меланхолии и прообраз путешествия как «универсального жизненного цикла».

Сцена из спектакля «Дуэнде / Duende».
Фото из архива театра

Сцена из спектакля «Дуэнде / Duende». Фото из архива театра

Н. Дуато.
Фото из архива театра.

Н. Дуато. Фото из архива театра.

Последняя часть этого вечера привела в замешательство, буквально озадачила многих из коллег и потому заставила пристальнее вглядеться в то, что сочинил Начо Дуато в свою первую петербургскую зиму. Балет «Nunc Dimittis» («Ныне отпущаеши») — назван по первым словам знаменитой молитвы Симеона Богоприимца. Музыку на принятый как в православии, так и у католиков текст написал Арво Пярт, один из любимых авторов Дуато, причем для хора а capella. Ее очень достойно исполняет находящийся в оркестровой яме хор театра. К музыкальной основе приложили свою руку еще два испанца: Давид Азагра, сочинивший колокольную вставку, и дирижер Педро Алькальде. А теперь представим девушек в бархатных, бордовых с серебром сарафанах, танцовщиков в черно-облегающем, приму Екатерину Борченко в условном балетном трико с глухим воротом. И тридцать минут изощренной, очень красивой хореографической композиции с фантастической световой партитурой и финальным «вознесением» солистки. Тут есть от чего впасть в ступор. Хореограф, никогда не страдавший прямолинейностью, ставит балет о том, что уже не первый век разгадывают иностранцы. Да, о той самой «загадочной русской душе», ни больше, ни меньше. Только поводов для иронии тут, честно говоря, не видно.

Человек попал в город, который любого приезжего заставляет чувствовать себя маленьким актером в величественных и масштабных декорациях. Дополнительный стресс для солнцелюбивого южанина — постоянная темень, мрак, лежащее на голове серое мглистое небо. И последней каплей — экстрим нынешней и прошлой зимы, как помним, абсолютная невозможность безопасного передвижения по улицам. В этом выморочном пространстве он видит людей, ежедневно и несмотря ни на что совершающих ритуал — сотворение красоты классического балета, с его жертвенностью, аскетичностью и смирением. Автор рецензии впадает в пафос? Без сомнения. Но только для того, чтобы показать возможный ход мыслей хореографа, создавшего оммаж всему русскому, что так его поразило. Разве он виноват, что сарафаны-хороводы (хотя как тонко это сделано, а по пластике перекликается с Баланчиным!) и страстистрадания вызывают у нас оскомину? Что слово «духовность», затасканное до дыр еще в перестройку, звучит почти ругательно? Наше нынешнее восприятие людей, перекормленных дурным ложным пафосом, искаженное в отношении многих когда-то простых и ясных вещей, — отнюдь не вина Дуато.

Свое посвящение принявшему его городу он сделал с огромным тактом и большим вкусом. Ну, может, чуточку перестарался.

Пожалуй, самое любопытное после премьеры в Михайловском для автора заключается в другом: куда поведет буйная фантазия Дуато в следующий раз? И не разлюбит ли он (вдруг?) свою главную форму высказывания — полный аллюзий и метафор бессюжетный балет?

Апрель—май 2011 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.