ОТ РЕДАКЦИИ


У нас таких нет. У нас «поэт в России больше, чем поэт», но редко актер больше, чем актер. И трудно назвать ведущую актрису, которая была бы еще не только педагогом, но профессиональным переводчиком, интеллектуальным центром театра, неутомимым исследователем новых пьес, которые c ее легкой руки попадают на сцену. Откуда Стоппард? Нашла Ану Ламп. А Лагарс? Оттуда же.
Руководитель Линнатеатра Эльмо Нюганен всегда говорит об Ану Ламп не просто гордо, а даже несколько застенчиво, как бы склоняя режиссерско-мужскую голову перед ее интеллектуально-актерским уровнем. А не так давно Ану дебютировала и как режиссер спектакля «Полуночное солнце» по текстам Артура Вальдеса (эстонская критика писала, что это «исследование того, насколько исполнительское мастерство и стилистические особенности театрального действа способны уходить в отрыв от словесной ткани и в какой-то момент становиться самоценными — чтобы потом вернуть слову его права»).
Ану Ламп — блистательный интеллектуальный эксцентрик — переиграла множество ролей в театрах разного типа: от психологического до клоунады. Она не только в жизни, но и на сцене (редкое качество) способна быть умной, стилистически безупречно точной и одновременно простой. У нее отменный вкус. Вот почему, размышляя об актерской природе, мы попросили Ану Ламп, о которой в Петербурге театральные люди говорят «восклицательными знаками», ответить на несколько вопросов.
Екатерина Гороховская Ану, какие ценности вы занесли бы в «красную книгу» актерской профессии?
Ану Ламп Любовь к человеку. Человеку как таковому. Все-таки театр — это наше средство общаться c людьми и говорить c ними.
Гороховская Может ли театр что-либо изменить?
Ламп Да, случается. Один мой друг смотрел «Отцы и дети». Ему тогда было около сорока, мать его умерла, а отец жил где-то далеко, один. И на следующий день после спектакля мой друг сел на автобус и поехал к отцу, чтобы быть c ним. Так действовал театр. Это редкие примеры, но все-таки.
Гороховскаяя Кто для вас образец в професии? Ваши любимые актеры?
Ламп Может быть, Арне Юркскюла. Он действительно очень хороший актер и очень чувствительный человек. Он был моим учителем в театральной школе. И Лембит Петерсон. И Мерле Карусоо.
Гороховская Что такое настоящее партнерство на сцене?
Ламп Играть для партнера. Это легко сказать, но трудно реализовать.
Гороховская Ваш театр — довольно слаженный оркестр.
Ламп Я думаю, здесь сильный ансамбль, и это заслуга Нюганена. Он хороший дирижер. И может быть, иногда даже слишком дирижер, диктует. Но он и слышит. Он сам актер и хорошо знает все актерские механизмы.
Гороховская А каким инструментом вы себя ощущаете в этом оркестре?
Ламп Может быть, скрипка…
Гороховская Вы много работаете c молодыми актерами. Видите ли вы разницу между ними и вашим поколением?
Ламп В общем плане нет разницы. В советское время театральная школа была открытая школа, ты имела возможность сказать то, что думаешь. Может быть, тогда интеллектуальных молодых людей в театральной школе было больше, чем теперь.
Гороховская Мне кажется, сегодня меньше идеализма, больше расчета — поступлю, получу диплом, буду сниматься, стану известным, буду получать хорошие деньги…
Ламп Все-таки они не думают в первую очередь о деньгах.
Гороховская Какие моменты своей актерской жизни вы вспоминаете как самые счастливые?
Ламп Некоторые работы, некоторые режиссеры… Нюганен. Мати Унт. Иногда, когда играешь, чувствуешь себя счастливой от того, что это важно для тех, кто в зале.
Гороховская Что актерская профессия вам подарила, а что отняла?
Ламп Я думаю, что, может быть, я роль жены в жизни играла бы по-другому. У меня было бы время…
Гороховская Ощущаете ли вы избранность своей профессии?
Ламп Нет, сейчас нет. Выхожу из театра — и я обычный человек. Это просто такая работа, я так чувствую свою роль в театре… как будто служанка. Служу… людям. Мне вообще сейчас кажется, что все-таки самое главное — это семья, дети. Реальные отношения — самые важные в жизни.
Гороховская Много сил отнимает спектакль?
Ламп Душевно устаешь, когда не случается хорошая работа. А бывает иногда, что хочется после спектакля сыграть еще один. Нечасто, но все-таки бывает.
Гороховская Откуда вы берете силы, чем восстанавливаетесь?
Ламп Природа. Это очень важно для меня. Просто ходить гулять.
Гороховская Существует множество подходов к актерской профессии — Станиславский, Мейерхольд, Михаил Чехов… Какой вам ближе?
Ламп Сейчас мне кажется самым важным — доносить только смысл, только слова автора. Что он здесь хочет? Для актеров это часто слишком важно — КАК я это играю? А мне интересно сейчас играть в таком «ноль-стиле», играть не играя.
Гороховская Какие «актерские болезни» самые опасные для профессии?
Ламп Эгоизм. «Я, я, и только я!» А почему мы должны смотреть на тебя? Какую книгу ты прочитал? Что понял?
Гороховская Актер — инструмент?
Ламп Да. Но очень важно, что это еще и личность. Инструмент и личность.
Гороховская Что может помочь молодому актеру расти как личности?
Ламп Все. Негативные эмоции, трудности в жизни. Иногда кажется, что эти переживания, большие травмы необходимы для того, чтобы стать хорошим актером.
Гороховская Неужели же все-таки?..
Ламп Да.
Апрель 2011 г.
Комментарии (0)