Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ЛОШАДЬ НАД ДНЕПРОМ

А. Пантыкин. «Мертвые души».
Свердловский театр музыкальной комедии (Екатеринбург).
Дирижер Борис Нодельман, режиссер Кирилл Стрежнев,
художник Сергей Александров

Медийный мир, в котором мы сегодня оказались, постепенно меняет не только нашу жизнь, но и нас самих, наши желанья, ожиданья, чувства и способы восприятия. Предпочтение жизни, опосредованной электроникой и цифрой, т. е. медийно обработанной, ощущается повсеместно: эскапизм в компьютерный виртуал, замещение непосредственного впечатления съемками на камеры, передоверие телевидению «эффекта реальности».

Театру в связи с этим предъявляются новые вызовы. То, что было всегда чуть не главным его достоинством, — буквальная во-площенность, непосредственность, сегодня нуждается в оправдании, в доказательстве ценности именно такой репрезентации жизни.

В. Алексеев (Ноздрев).
Фото В. Пустовалова

В. Алексеев (Ноздрев). Фото В. Пустовалова

Е. Зайцев (Чичиков).
Фото В. Пустовалова

Е. Зайцев (Чичиков). Фото В. Пустовалова

Музыкальному театру может быть в чем-то легче: живая энергия музыки, танцев, эффектных костюмов и декораций сама по себе работает. А в чемто сложнее — поскольку медийные каналы имеют отчетливую склонность к развлекательным, музыкальным прежде всего жанрам, туда вкладываются огромные материальные и творческие ресурсы.

Словом, не знаю, насколько это впечатление общее, но мне кажется, что посредственный спектакль, как драматический, так и музыкальный, сегодня выглядит особенно жалким. Театру необходимо постоянно чувствовать этот вызов: изменившийся мир, нового зрителя, природу его восприятия искусства и других культурных текстов. Необходимо каждым спектаклем доказывать свое уникальное право быть. Свое собственное место в современном мире. Свою, как говорил М. Бахтин, «точку единственности».

Такое сосредоточенное состояние ощущается в Свердловской музкомедии. При этом, заметим, совсем не всегда эта попытка «держать градус» современности воплощается в адекватный спектакль. Две предпоследние эпохальные («масочные») премьеры — «Силиконовая дура» Кирилла Стрежнева и «Екатерина Великая» Нины Чусовой — тому свидетельство. В первой все многообразные таланты — композитора (Александр Пантыкин), балетмейстера (Сергей Смирнов), замечательно поющей труппы и молодых солистов (Евгений Зайцев, Мария Виненкова) — разбились о примитивность рассказываемой истории (либретто — Константин Рубинский), основной смысл которой сводился примерно к такого рода предупреждению: «Парень, не сиди долго в инете, а то придет папа и уведет твою девушку!» Во второй, при всей помпезности постановки, явно читалась попытка наспех, набором комиксов из российской истории, отозваться на повсеместно озвученный к тому времени призыв единороссов к «новому патриотизму». Но сам факт обостренного вглядывания, вслушивания в современность у руководителей коллектива очевиден. И это приносило и приносит, конечно, свои плоды.

Несколько дней назад я пересмотрела спектакль «Мертвые души», впервые явленный миру еще в октябре 2009 года. И опять с облегчением ощутила, какое прекрасное искусство — театр. Здесь радость игры и глубина высказывания могут пульсировать в гармонии единого, рождаемого на твоих глазах действия. Здесь ты сам хозяин своего взгляда и можешь рассматривать многослойную ткань постановки не под диктовку камеры. Здесь все зависит только от твоей личностной способности читать символы, открывать смыслы и значения.

Сейчас, когда спектакль настоялся, все очевидней становится, что в нем счастливым образом сошлось многое. Во-первых, восторженная влюбленность авторов в Гоголя и в то же время свобода отношений с его текстами (композитор Александр Пантыкин, постановщик Кирилл Стрежнев, авторы либретто Александр Пантыкин и Константин Рубинский), которые, соединившись, творят фантастический мир, и гоголевский и новый одновременно. Мир, где Хлестаков (пластика — Никита Водолазский, вокал — Александр Копылов) — старый приятель Чичикова (или, скорее, его альтер эго, сократовский «демон», карамазовский «черт»). Коварный Городничий (Александр Копылов) и его команда (Председатель палаты — Леонид Чугунников, Прокурор — Сергей Вяткин, Полицмейстер — Евгений Толстов, Почтмейстер — Александр Мезюха, Капитан-исправник Дормидонтов — Вадим Желонкин) — опытные мафиози, обводящие вокруг пальца симпатягу парня. А набожная, влюбленная в него дочка Городничего, Лизонька (Мария Виненкова), изящными (в буквальном смысле) движениями ручки оставляет всю мафию в дураках и уносится с милым и двумястами тысячами к новым сюр-приключениям. Несет их туда не тройка, а выкатывающаяся в самой глубине сцены огромная сюрреалистская ладонь: как будто и дающая, и берущая, и способная захлопнуться, раздавив сегодняшних победителей в любой момент.

Эстетика спектакля замечательно адекватна этому сюжетному «гоголю-моголю в 2-х актах». Сцены заговоров властной верхушки мгновенно сменяются дамскими (супруга губернатора — Светлана Кочанова, дама приятная — Татьяна Мокроусова и дама приятная во всех отношениях — Татьяна Холопова) обсуждениями актуальности в этом сезоне "фестончиков"/"воланчиков«, бурные балы — вкрадчивыми монологами/диалогами ЧичиковаХлестакова. Такая клиповая нарезка провоцирует ощущение дробности, разорванности бытия N-ской губернии, а вместе с ней — всей России. Ею задается и сам способ существования героев — скорее типический, чем психологический. Исключение, может быть, составляет лишь Чичиков. Евгений Зайцев, на премьерных показах временами напряженный, несмелый, видимо еще не окончательно присвоивший образ, сегодня просто купается в роли. Хитрый, хищный, жесткий и одновременно трогательно юный, невероятно обаятельный (улыбка — с ума сойти!), временами растерянный — его Чичиков и узнаваем, и неожидан.

Сцена из спектакля.
Фото В. Пустовалова

Сцена из спектакля. Фото В. Пустовалова

Спектакль очень подробно сделан. Характеры помещиков — ряд блестящих работ: Игоря Ладейщикова в роли Ноздрева, Владимира Фомина — Плюшкина, Владимира Смолина — Коробочки, Николая Капленко — Манилова, Михаила Шкинева — Собакевича. «Мертвые души» здесь (они почти не покидают сцену) — эксцентрики Сергея Смирнова, пластика которых, как всегда, совершенно завораживает. Лихо закрученные, бурлящие фантазией сцены уездной жизни с хором, балетом, с точно продуманным светом (художник по свету Ирина Вторникова), цветовой гаммой остроумных костюмов и декораций (художник-постановщик Сергей Александров) — все отчетливо, согласовано, выверено и работает, как швейцарские часы.

Стоит ли специально говорить, что первоначало и основная консистенция этого безумного, безумного (и такого знакомого) мира — музыка (музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Борис Нодельман, вокальный руководитель Елена Захарова)? Хохочущая и нежная, сатирическая и щемящая, издевающаяся и пронзительная, трогательная, трепетная — она, собственно, и творит вихрь, который кружит весь этот хаос-космос, не давая опомниться попавшим в его бешеный круговорот. Именно музыка задает то напряжение, которое составляет, на мой взгляд, главную ценность происходящего на сцене. Напряжение между радостью узнавания, гомерическим смехом «над собой» и сосущей сердце тоской от бессмысленности пути, по которому мы летим.

«Редкая лошадь долетит до середины Днепра» — убойная по силе комического эффекта ария Ноздрева, исполненная на подвешенной за колосники, раскачивающейся огромной шахматной доске и обращенная прямо в зрительный зал, могла бы стать эпиграфом ко всему спектаклю. Летим вскачь, а под копытами… — пропасть, болото, бурная река, бескрайний океан?

Спектакль растет и интересно меняется. В премьерном варианте было досадно, что, глубокий по смыслу, он заканчивается вполне гламурным виражом сюжета, когда, как уже упоминалось, давно обратившая свой взор только к небесам, близорукая, серенькая Лизонька оборачивалась талантливой фальшивомонетчицей и модной, в обтягивающих джинсах, ярко накрашенной, длинноволосой красоткой. Этот шок оказывался главным впечатлением финала. Сейчас эта трансформация становится забавным приколом, не более. Акценты существенно смещены. Главное ощущение, которое транслируется в конце, — тревожное размышление «куда несемся мы?».

«Куда несемся мы?» — мощно звучит хор, обращаясь со сцены в зрительный зал. «Куда несемся мы?» — спрашивает нас старик-возница Селифан Павла Дралова, который все время на протяжении действия упоенно учится читать. Тема чтения как счастья — одна из самых пронзительных в спектакле. Образом этого смешного и мудрого, буквально просветленного своим открытием Селифана театр как будто окликает нас: эй, остановимся, откроем книги и будем заново учиться их читать! Медленно, внимательно, по-настоящему.

А что, мне кажется, имеет смысл. Чем не стратегия сопротивления медийной вакханалии?

Март 2010 г.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.