Геннадий Сотников. СПб., 2010.

В апреле в Карельской гостиной СТД состоялась презентация альбома «Геннадий Сотников», выход его ожидался с нетерпением и стал серьезным и радостным событием для всех, кто знал Геннадия Петровича, Гену, Генку Сотникова.
Книга родилась усилиями очень многих людей — учеников, почитателей, друзей, коллег художника по работе в театре, кино, преподаванию в Театральной академии. В первую очередь это составители: художник Валерий Полуновский, театровед и продюсер Константин Учитель, редактор Елена Миненко и, конечно, его якутские товарищи и последователи — Андрей Борисов, названый брат, режиссер, ныне министр культуры Республики Саха, в соавторстве с которым были созданы замечательные, знаменитые, объехавшие полмира спектакли, а также режиссер Карл Сергучев, художница Саргылана Иванова, художник Михаил Егоров, актер Ефим Степанов, Туйаара Пестрякова, Ирина Энгилис и другие люди, чье горячее участие помогло в выпуске альбома.
Открывают книгу тексты самого Геннадия Сотникова — скромная автобиография, статьи, написанные им к выставкам, заметки и письма к Андрею Борисову, интервью разных лет. Завершают — статьи, написанные уже о нем, заслуженном художнике России, лауреате Государственных премий и «Золотых масок». Из этих статей и писем понятно, насколько разносторонне талантливым человеком он был, каким интеллектуалом и эрудитом, знатоком истории, но — владеющим не только «книжными» познаниями, а еще и десятком профессий путешественника, прошедшего пешком половину страны. Участие в геологических, вулканологических экспедициях, поездки по северовостоку, Чукотке, Таймыру, Камчатке, живое общение с природой и людьми, кажется, приоткрыли ему какие-то недоступные для большинства людей тайны, придали его художническому мировоззрению такую глубину и остроту взгляда, а интуиции и чувствам — такую проницательность и тонкость, что его действительно можно смело назвать легендой и миссионером, как пишет о том Андрей Борисов: «Он был уникальным предсказателем, потому что чувствовал незыблемые законы, законы театра, законы организации пространства, видел незыблемые законы простых человеческих отношений, знал, следовал им».
Очень выразительны фотографии: вот Гена совсем
молоденький, конец
В центральной, альбомной части книги представлены художественные работы Сотникова, малая часть его наследия, по словам составителей, «содержимое папок в мастерской художника несопоставимо с объемом книги», за кадром остались большие циклы работ, графические серии, эскизы костюмов и декораций. Но «на страницах этой книги нашли свое место ключевые мотивы Геннадия Сотникова — театр и пустая сцена, бескрайняя сибирская тайга и лопухи в садоводстве, человек думающий и человек пьющий, женщины и лошади, античная керамика и коммунальный кухонный быт…».
И здесь слова уже бессильны, нужно смотреть и поражаться: и жанровому разнообразию, и подробному, медленному, какому-то средневековому, не из нашего времени всматриванию, почти сакральному вниманию к предмету: цветы и веревки, замки с ключами, рыба на разделочной доске, пустые бутылки в переполненном картонном ящике — «Стеклотара». И тут же — быстрые наброски и ландшафтные зарисовки, портреты… Декорации, станки, лестницы, штанкеты. Миры. Сам он писал: «Коровы, лошади, камни, собаки, мужчины, женщины, трава, костры, автопокрышки, маски, куклы, деревья… Неважно, каким материалом, на чем все это будет нарисовано, каким способом… для меня главное, чтобы все это двигалось, шевелилось, жило».
И потом это его пристрастие к рисованию на географических картах… Как будто одновременно два взгляда — с земли и оттуда, с небесной высоты.
Комментарии (0)