Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ

18 марта в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской отпраздновали 70-летие сценической деятельности народной артистки России Галины Короткевич. Давали спектакль «Шесть блюд из одной курицы» с юбиляром (или «-шей»?) в главной роли. За ним последовало цветопредставление и прочие формы величаний: стихи от Ильи Резника, романс от Валерия Никитенко, песня от Валерия Дегтяря, капустные сюрпризы от Ирины Полянской, Екатерины Дроновой, Аллы Одинг. К поздравителям присоединился президент Дмитрий Медведев (правда, не выезжая из Москвы).

Хотелось бы начать комментарии к юбилею на манер Александра Белинского, с фразы типа: «Павла Мочалова я увидел еще ребенком», — увы, биография не позволяет. Не могу, подобно мадам Каролине из «Мистера Икс», воскликнуть: «Короткевич снялась в фильме „Весна в Москве“, весь город сошел с ума, и я не хотел отставать». В 1952 мне было 6 лет. Однако позже, фланируя по Владимирскому проспекту, я вглядывался в притягательные фотографии молодой женщины с витрины Нового театра (ныне театра им. Ленсовета). Особенно заинтересовал меня снимок Короткевич в роли Софьи из «Теней» по М. Салтыкову-Щедрину. Капризные губы и мука во взгляде. Про «муку» добавляю уже сейчас. На сцене увидел впервые в «Норе» Г. Ибсена, сыгранной около 600 раз. Поразили темперамент, искренность, упругость движений, завораживающие интонации. С годами тембр понизился, впрочем, и сегодня радует силой, четкостью и богатством обертонов. Такую бы речь молодым!

Уверяют, будто Короткевич родилась как актриса с приходом в Театр Н. Акимова. Но к 1952 году Галина Петровна успела сыграть 24 роли, в том числе Софью из «Горя от ума», принцессу Эболи из «Дона Карлоса», Лауру из «Каменного гостя». Беда в том, что классику ставила в Новом Н. Бромлей, талантливая актриса и архаичный режиссер. Несмотря на блистательный список первых ролей, Короткевич удалось пробиться к «своей» женщине только в «Норе». Здесь сошлись многие черты лучших ее героинь: страстность, способность к решительным поступкам, самоотверженность, сила воли. Она — не лирик, она — торпеда. За редким исключением, ее женщины опасны, не трогательны. И нынешняя Мать из «Курицы» — особа жесткая.

На фоне реальных испытаний коллизии норвежской жизни выглядят буднично. В 1941 году Короткевич, студентка первого курса, отправляется на фронт и в сорокаградусный мороз танцует для бойцов на грузовике. Зачастую ночью, чтобы строители «Дороги жизни» не засыпали. Помню, как Галина Петровна в год 65-летия Победы влетела в комнату референтов СТД и, размахивая букетом, в бешеном темпе рассказала о своих поразительных военных приключениях. Они привили ей жизнестойкость, восхищающую на сцене и в жизни.

Почему же она, драматическая актриса, танцевала? Оказывается, занималась в студии балетмейстера Б. А. Фенстера. В «Норе» Короткевич исполняла отчаянную тарантеллу, в «Миллионерше» проходилась колесом; на свое 70-летие станцевала огненную цыганочку («Наша дорогая мадам» Ж. Ануя). На премьере «Шести блюд» я неудачно пошутил: «Вы, Галина Петровна, и канкан станцуете». «Это для меня не проблема», — отмахнулась Короткевич. Точным пластическим рисунком она также славится. Не случайно В. Пази занял ее в изысканной японской стилизации «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей».

В. Новиков, руководитель Комиссаржевки, в своем интервью посетовал: «Короткевич — драматическая фигура, сделала не так уж много». Точнее, сделала много (в одной Комиссаржевке 51 роль), но не то, что могла бы. И успех был не всегда там, где хотелось бы. Всероссийская известность — в пьесе В. Гусева, наивной и назидательной. О Софье («Тени») и Лидочке («Дело»), настоящих удачах, помнят лишь театроведы. Кстати, юбилей надо было бы отметить показом фильма «Дело» Н. Акимова, его оцифровали благодаря В. Пази.

На Итальянской большой зрительский успех имела, помимо «Миллионерши» (Эпифанию Галина Петровна играла интереснее, чем Юлия Борисова в Театре им. Вахтангова), невинная комедия «Безупречная репутация» (1962). Однажды Короткевич мимоходом сказала: «Я ведь эксцентрическая актриса». Разумеется, в этом качестве ее никогда не рассматривали. Она — профессионал и сыграет почти любую роль, но «близкого» режиссера после Акимова не имела. В Театре Комиссаржевской старались не выдвигать на первый план кого-либо из актеров. В этой мудрой (для здоровья труппы) позиции таится и ограниченность. Страдают от уравниловки самые талантливые. В Петербурге вообще не пестуют звезд. Да, Короткевич получила «Золотой софит», премию Правительства города. И все же… в пьесе Г. Слуцки «Шесть блюд…» Мать проявляет бешеную энергию, помогая сыну. Если бы Галина Петровна, как нынешние звезды, на правила подобную энергию на собственный пиар… Но это была бы не Короткевич. Знаменитая Александра Яблочкина вышла на сцену Малого театра в 95 лет. Феноменально молодой Галине Петровне осталось для нового рекорда проработать всего 5 лет. Может быть, тогда материал для юбилейного спектакля будет адекватен актерской личности?

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.