Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

СОБЫТИЕ, ИЛИ ЕЩЕ О РУССКО-ФИНСКИХ ТЕАТРАЛЬНЫХ СВЯЗЯХ

Bycling L. Keisarinajan kulisseissa. Helsingin venalaisen teatterin historia. 1868–1918. Helsinki, 2009.

Когда в декабре 2010 года пускали скоростной поезд Санкт-Петербург—Хельсинки, выступающие отмечали, что это стало возможно только потому, что еще со времен Российской империи, в которую прежде входила на автономных правах и Финляндия, у стран была одинаковая железнодорожная колея, чего до сих пор у нас нет с другими сопредельными странами Западной Европы. По такой колее поезда без дополнительных сложностей могут попадать из одной столицы в другую. Но не только железнодорожные артерии соединяли и соединяют наши народы. Их давно связывали и связывают богатые культурные взаимоотношения.

Одна из сторон этих отношений прослеживается в новой обширной монографии Лиисы Бюклинг «На императорской сцене. История русского театра в Хельсинки. 1868–1918», изданной на финском языке Обществом финской литературы. Профессор Хельсинкского университета Бюклинг давно и преданно занимается финским и русским театрами, является автором монографии о Михаиле Чехове. Она опубликовала ряд статей на тему русско-финских театральных связей. Новая книга стала их продолжением.

Шаг за шагом Бюклинг ведет нас по пути, пройденному русским театром в Хельсинки за пятьдесят лет. Театр был основан генерал-губернатором Николаем Адлербергом в 1868 году. Сначала он не имел своего помещения и базировался в «Аркадии». И что любопытно, соседствовал там с организованным в 1872 году финским театром. В 1880 году было построено новое здание по проекту инженера П. П. Бернарда. Оно было названо в честь Александра II Александровским. С тех пор русский театр стал именоваться Александровским. Здание сразу же было признано и остается «одним из самых грациозных и изящных зданий в городе», как характеризовал его в свое время А. А. Нильский в «Закулисной хронике» (СПб., 1900. С. 331).

Русский театр имел большое значение для все растущего русского населения Хельсинки и для театральной жизни города в целом. Постоянной русской труппы в нем не было. Ежегодно сменявшиеся коллективы играли зимой десятки спектаклей. Однако бывали и антрепризы с более или менее укомплектованным составом исполнителей. Среди них большое место занимали антрепризы ведущих актеров Александринского театра: А. А. Нильского (1889–1891) и Н. С. Васильевой (1899–1902). На их деятельности подробно останавливается Бюклинг. Большим событием для театральной общественности Хельсинки был приезд на гастроли таких актеров, как К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, М. Г. Савина, Р. Б. Аполлонский. Они привозили не только новые спектакли, но и высокую сценическую культуру, прививали финским коллегам навыки русской школы актерского мастерства.

В силу автономности на территорию Финляндии иногда попадали произведения, в России запрещенные для сцены. Так, в 1907 году труппой В. Р. Гардина в Териоках были сыграны «К звездам» Леонида Андреева. Конечно, на официальной сцене Александровского театра такого не могло случиться. Но там шли «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, пьесы М. Горького и Л. Андреева. Все то, что не слишком поощрялось в столицах России. Как только было снято цензурное запрещение с трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», она была включена в репертуар антрепризы Н. С. Васильевой (1900 год). Роль царя Федора играл П. П. Гайдебуров.

Лииса Бюклинг поэтапно рассказывает о деятельности театра, об игравших в нем актерах и их сценических созданиях, характеризует спектакли. Книга снабжена замечательными приложениями. Репертуарные списки дают представление обо всех премьерах, указывают их точные даты. Названия приводятся на двух языках — русском и финском. Другое приложение — биографии артистов, игравших на сцене Александровского театра. При той точности и тщательности приведенных сведений, с какими выполнены эти аннотации, они никогда не утратят своей ценности.

Бюклинг восстановила частичную справедливость по отношению к отдельным моментам в истории Александровского театра. Уже упоминавшийся А. А. Нильский, хотя и признавал красоту театрального здания, о пребывании в театре в качестве антрепренера отозвался в «Закулисной хронике» крайне неодобрительно. Как показано в новой монографии, Нильский был не прав в оценке своей деятельности. Он сумел укомплектовать хорошую труппу, в которой были молодые одаренные силы (например, А. Риваль ) и опытные, известные З. Панова, С. Брагин. В прошлом один из ведущих актеров Александринского театра, покинувший его вследствие принципиальных несогласий с дирекцией, Нильский принес в Хельсинки и высокую художественную культуру настоящего мастера сцены, и ясное понимание необходимости весомого классического репертуара. Там играли «Ревизора», «Горе от ума», «Русалку», пьесы Островского, «Гамлета» Шекспира. Сам Нильский появлялся в прежних своих коронных ролях: Чацком, Городничем, в роли Иоанна Грозного, в которой когда-то был высоко оценен автором, А. К. Толстым.

Русские актеры знакомились с национальным театром Финляндии. В свою очередь спектакли Александровского театра внимательно изучались финскими режиссерами — Карлом Бергбумом и Эйно Калима. В репертуаре финского театра появились пьесы Гоголя, Островского, Льва Толстого. В начале ХХ века в обоих театрах широко шли пьесы М. Горького «На дне» и «Мещане».

Обширная библиография, обилие сносок на литературные источники подтверждают фундаментальность труда Бюклинг. Книга прекрасно иллюстрирована: портреты ведущих актеров Александровского театра, они же в коронных ролях, сцены из спектаклей. Все это делает монографию не просто познавательной, но и по-настоящему увлекательной. В кратком отзыве трудно перечислить все достоинства книги «Русский театр в Хельсинки», но то, что она — событие в научной литературе по истории театра, не подлежит сомнению. Будем надеяться на то, что она выйдет и в русском переводе. Хочется пожелать, чтобы сходные работы (конечно, не столь объемные, но столь же содержательные) появились и о частных театрах в России, несправедливо обойденных пока в науке о театре.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.