Петербургский театральный журнал
16+

ВСЕГО ОДНА ЛЕКЦИЯ — И ВСЯ ЖИЗНЬ

РЕЖИССЕРСКАЯ ТАЙНА КАРАСИКА

Собирая первокурсников на первое занятие по режиссуре, Учитель неизменно произносил одну и ту же фразу: «Научить нельзя, научиться можно».

Как научить профессии взрослых людей, приезжающих два раза в год в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, вырвавшихся в большой город из республиканских и областных телецентров, зачастую уже самостоятельно снимающих и приезжающих за «корочками», без которых невозможна ни тарификация, ни дальнейшее продвижение по службе? Их сажали за парту. Конечно, это была не парта, а любимая Учителем 16 аудитория.

Лекция первая. «Вы обязаны организовать вокруг себя пространство для работы. Режиссер, прежде всего, на девяносто процентов организатор, остальное — творчество. Вы — телевизионные режиссеры. А телевидение — это жесткое производство, и вы должны этим заниматься». Слышать это из уст человека, который впервые в стране ввел понятие поэтического телевизионного театра, чьи постановки собирали невиданную телевизионную аудиторию, было, по крайней мере, странно. А он продолжал: «Режиссура — не профессия. Это образ жизни».

Конечно, Учитель не похож на тех режиссеров, которых показывают сегодня на коммерческих кинофестивалях. В бабочке его не представить, о смокинге даже и речи нет — свитер, очки и неизменная папка, в которой он носил сценарии и заветную тетрадку с таинственными календариками, которые он расчерчивал сам.

Неведомые графики его жизни… Он умирал в блокадном Ленинграде, был кремлевским курсантом, выбирался из окружения, чтобы раздобыть себе на пропитание рисовал игральные карты, его за это кормили в деревнях; тяжелое ранение, с тех пор он здоровается левой рукой, но делает это так непринужденно, что замечают немногие.

У него великий дар. Он никогда и никому не завидовал. Он любил своего учителя Зона. Он гордится своими учениками без малейшей доли аффектации. Так все и должно было быть. Потому что есть одно единственное и важное — профессия, которой он занимался всю жизнь.

Несмотря на должность главного режиссера литературно-драматической редакции ленинградской студии телевидения, звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, он никогда и ничего не требовал, довольствовался тем, что давали, — деньгами на актеров, количеством съемочных дней и репетиций.

На студии поговаривали, что он избегает знаменитых артистов: если бы у него играл такой-то, вот был бы результат! Но он занимался процессом, от спектакля к спектаклю, от передачи к передаче. Те актеры, которые помогали ему в этом, становились его актерами.

На той же первой лекции, обращаясь к нам, Карасик сказал: «Посмотрите в окно. Этот день неповторим. Не потому, что сегодня ваше первое занятие, а потому, что он просто неповторим. Никогда луч солнца не осветит так эту аудиторию, никогда с таким чувством вы уже не будете сидеть здесь. Через пять лет вы закончите институт. Напишите сами себе письма с пожеланиями». Каждый что-то начирикал. Какие мы были дураки! Нужно было написать всем и одно и тоже: «Учитель! Мы вас любим! Спасибо!»

Февраль 1999 г.

РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ Д.И.КАРАСИКА

Дипломные спектакли Ленинградского института театра, музыки и кинематографии:

1. «Баня» В.Маяковского. Выпуск бывшего курса Б.В.Зона, доводимого после его смерти Д.И.Карасиком

2. «Кавказский меловой круг» Б.Брехта Выпуск бывшего курса Т.Г.Сойниковой, доводимого после ее смерти Д.И.Карасиком

3. «Ангел приходит в Вавилон» Ф.Дюрренматта.

Выпуск бывшего курса Т.Г.Сойниковой

Радиоспектакли:

1. «Ухти-тухти». Б.Поттер

2. «Трое малышей у ворот» В.Пановой

3. «Рисунки на асфальте» В.Голявкина

Телеспектакли:

1. «Поэма о море» А.Довженко

2. «После свадьбы» Д.Гранина

3. «Время летних отпусков» А.Рекемчука

4. «Человек, совративший Гедлиберг» М.Твена

5. «Коллеги» В.Аксенова

6. «Как мимолетное виденье» И.Бражнина

7. «Стеклянный зверинец» Т.Уильямса

8. «Макбет» У.Шекспира

9. «Интервенция» Л.Славина

10. «Страх и отчаянье III Империи» Б.Брехта

11. «Большая кошачья сказка» К.Чапека

12. «Корабли в Лиссе» А.Грина

13. «Истории, рассказанные после ужина» Дж.-К.Джерома

14. «Грустный мотив» Дж.-Д.Селинджера

15. «Боль других» С.Ласкина

16. «Кровавая свадьба» Г.Лорки

17. «Золотая роза» К.Паустовского

18. «Цвет яблони» Дж.Голсуорси

19. «Кориолан» У.Шекспира

20. «Сказки Сельвы» О.Кироги

21. «Сирень на Марсовом поле» И.Бражнина

22. «Удивление» Е.Богата

23. «Глаза земли» М.Пришвина

24. «Круглая тайна» В.Шефнера

25. «Шерлок Холмс» К.Дойля

26. «Троил и Карессида» У.Шекспира

27. «Будем вежливы» (по книге Н.П.Акимова «Не только о театре»)

28. «Эвридика» Ж.Ануя

29. «Пари» А.Грина

30. «Камыши» Э.Ставского

31. «Почему поэт?» С.Кирсанова

32. «Старосветские помещики» Н.Гоголя

33. «Еще о войне» В.Конецкого

В данном списке названы только основные телеспектакли Д.И.Карасика, всего их более 60, не считая многочисленных телепередач.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.