Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

МНИМОСТИ ПЕРСПЕКТИВЫ

В галерее «Серебряный век» в 1998 г. состоялась выставка театрального художника Владимира Фирера «Картонный город», представляющая одну — причем побочную — тему его творчества. Звезда В.Фирера особенно ярко сияет последние несколько лет. Звание Заслуженного художника России… Одна за другой премии театральных фестивалей. Наконец, то, что не фиксируется наградами: ИМЯ. УСПЕХ. АВТОРИТЕТ. Которые нарабатывались долго. Годами работы в провинции и практически на всех площадках Петербурга. БДТ им. Г.А.Товстоногова, Академический театр комедии им. Н.П.Акимова, Молодежный театр на Фонтанке… В общем, все, за исключением Малого оперного.

Сейчас В.Фирер — главный художник Театра на Литейном. Что же касается звезды… то в сегодняшней непростой сценографической ситуации он нашел свою нишу. Делает то, что, кроме него, никто не делает. Фирер — мастер эффектного театрального костюма-зрелища. Его «фирменная» тема — фантастический, театральный Восток. Экзотический. Пряный. Неожиданный и… парадоксально родной.

В. Фирер. Картонный город. Фото из архива автора

В. Фирер. Картонный город. Фото из архива автора

Тема Востока издавна живет в культуре Петербурга. Там, где египетские сфинксы сторожат Академию художеств, а изящный арапчонок подает державу российской императрице. Но особенные условия для ее расцвета предоставляет театр. На петербургской сцене в начале века с переменным успехом арапчата Бенуа соревновались с арапчатами Головина — Мейерхольда. С петербургской сцены стартовали восточные образы Бакста, чтобы выйти в пространство европейской культуры и европейского рынка. Традиция восхищает. И одновременно подавляет. Фирер продолжил тему сегодня. На закате века, который так любил ее в своем начале. Фирер рискнул и выиграл.

Небольшая выставка «Картонный город» представляет нам вроде бы другого Фирера. Выставка камерна. Скромна. Подобна дневнику, позволяющему заглянуть в частную жизнь. Акварели делались для себя и, по словам художника, служили ему «психотерапией».

Эти картинки — простодушны, потому что автор рисовал то, что видит каждый день: свой город и театр. Они — традиционны, потому что художники никогда не устанут создавать архитектурные пейзажи Петербурга. Ни на какие новации и открытия Фирер, занимаясь «психотерапией», не претендовал. Но не обольщайтесь их бесхитростностью. Скрытый эффект в том, что они созданы человеком с игровым сознанием. Театральщиком до мозга костей. Эти картинки поставлены. И потому действенны.

Фирер увидел город как театральный макет. Казалось бы, ну и что?! — а оказывается, действует беспроигрышно. Опять, и в который раз.

Здесь небо изображено с растяжкой, как на заднике. Горизонт выровнен неестественно, по линейке. Уходящие в глубину проспекты и дома с детально выписанными вереницами окон являются плоской, к тому же фронтально стоящей декорацией. Мнимости перспективы. Парад фасадов без зданий. Маска города, который, как известно, и так «вымышлен». Над этим дважды иллюзорным пространством светят правильные шары светил. И фронтально — как на чертеже — взлетают персонажи. Кто только не летал в петербургском небе, начиная с чертей Бенуа и кончая героями Вильнера! У Фирера фигуры в плащах, треуголках и масках ХVIII века напоминают гербы и картуши, словно сошедшие с фронтонов и чугунных решеток. Но что еще чудится в их пластике и коричневато-смутном колорите? — Да лепнина из папье-маше, как это делают в театральной декорации.

Не претендуя на многое, эти акварели кое-что объясняют. А именно: закономерность появления в ирреальном пространстве восточных фантазий. Их особый для нас аромат. Восточный мотив действительно мелькнет в изображениях. А рядом возникнет нечто трогательное и милое. Потому что парадная декорация Петербурга, обретя камерный масштаб макета, покажется игрушечным и ручным (как коробочка) пространством. Кто-то другой, может быть, уловит иные смыслы… На то и игра. А Фирер при всем своем простодушии (и благодаря ему) настоящий мастер игры.

1998 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.