Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ЗАГОРАЮТСЯ

Александр Галин. «Сирена и Виктория».
Театр «Русская антреприза» им. Андрея Миронова.
Режиссер Виктор Крамер

Веселые красные звездочки празднично горят на верхушках то ли сахарных, то ли снежных башенок Кремля, освещая домашние радости и горести персонажей спектакля Виктора Крамера. Александр Галин — опытный создатель драматических шлягеров. Смутный поток современности, преломляясь в зеркале его пьес, приобретает удивительно внятные очертания. Галин находит необходимые подробности для драматических характеров в нечетком мелькании лиц уличной толпы. Драматурга будто бы и не затрудняет абсолютная близость рассматриваемой им реальности.

Галин использует традиционные методы конструирования театральных характеров — очерчивает индивидуальность каждого героя, оговаривая его социальное положение. Галин обладает очевидным чувством злободневности (или современности), он задает своей пьесе вполне конкретные временные и социальные координаты. Действие происходит здесь и сейчас, даже не во вчерашнем дне, а в сегодняшнем.

В.Кухарешин (Константин), Г.Субботина (Сирена).
Фото из архива театра

В.Кухарешин (Константин), Г.Субботина (Сирена). Фото из архива театра

Пьеса о двух докторах наук (Виктории и Константине) и преуспевающем продавце недвижимости (Сирене). Сюжет «экстравагантной комедии в романтическом антураже» исключительно прост. Собственно говоря, пьеса обречена на зрительское понимание, то есть на успех. Вместо обычных для современной драматургии сложных смысловых построений Галин предлагает легко прочитываемое художественное высказывание.

Виктора Крамера, должно быть, привлекает современное звучание произведения Галина. Режиссер дает понять зрителю, что происходящее на сцене созвучно действительности, в которой он живет. В бутафорские кремлевские куранты (основной элемент декорации) вмонтированы исправно работающие часы. Несложный трюк позволяет создать иллюзию того, что время, в котором разворачивается повествование спектакля, и реальное время тождественны.

Крамер успешно экспортирует за пределы театра «Фарсы» свое умение создавать популярные у зрителей спектакли. Он использует столь характерное для его постановок соединение эксцентрики и лирики, рассказывая историю трех нелепых персонажей. Режиссер выводит героев Галина на ярко освещенный помост, обращая жизненно достоверные характеры в комические типажи. Влюбленные друг в друга представители интеллектуального труда — Виктория (доктор филологических наук) и Константин (доктор астрономии) — в исполнении Елены Спиридоновой и Валерия Кухарешина смотрятся как комическая пара неудачников, хронически застенчивых чудаков.

Трогательно беспомощная «учительница» в строгом костюме и аккуратных носочках и страдающий от неизлечимого насморка интеллигент в шляпе разыгрывают на тесных, затянутых белым полотном подмостках забавную любовную историю. Третье действующее лицо спектакля — нетрезвая женщина-вамп с символически звучным именем Сирена (Галина Субботина) должна была бы, если следовать логике пьесы, вступать в конфликт с парой «голубых» героев как представитель враждебного им мира, — на самом деле мирно с ними сосуществует.

Накал социальных противоречий, очевидно важный для Галина, выносится режиссером за скобки. Действие, предлагаемое зрителю, сохраняет лишь внешний налет злободневности. Несложные перипетии спектакля упаковываются в современный контекст, как в яркую обертку. Происходящее на сцене более походит на рождественскую сказку для взрослых.

Действующих лиц окружает антураж новогоднего утренника. На белой, словно устланной свежим снегом, сцене высятся игрушечные кремлевские куранты с красными, как на елках, звездочками. Они щедро одаривают своим веселым светом действующих лиц спектакля, тогда как для персонажей Галина звезды зажигаются только в финале пьесы. Способность созерцать небесную сферу у Галина — всегда знак того, что в его героях открываются до сих пор не востребованные качества души.

Жанр, избранный режиссером, не позволяет раскрыть конфликт, который в пьесе занимает значительное место, поскольку подразумевает совсем иные отношения между персонажами. Крамер замешивает комические перипетии на классически беспроигрышном сопоставлении Бедного и Богатого, Умного и Глупого. Он рассказывает историю Сирены, Виктории, Константина при помощи клоунады, танцев, остроумных трюков, намеренно оставляя невозделанным ее драматический подтекст. Стилистическая лаконичность нового сценического произведения Виктора Крамера вызывает справедливое восхищение. Камерный спектакль для трех актеров появился после конструктивно изощренного многофигурного полотна «Гамлет», доказав еще раз способность режиссера создавать популярные спектакли в разных театральных формах.

Март 1999 г.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.