Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПЕППИ FOR EVER

Е. Лапейко. «Пеппи Длинныйчулок». Театр «Визит».
Либретто, постановка и сценография Георгия Ковтуна

Театр «Визит» — один из самых молодых питерских театров, но уже успевший заявить о себе спектаклем «Монахиня» по Дидро. Этот спектакль — синтез хореографии, вокала, пантомимы, драматического искусства. Автор, постановщик и идейный вдохновитель «новых направлений» «Визита» — Георгий Ковтун, известный новатор и «хулиган», ломающий каноны музыкальных жанров, один из тех, кто разрушает традиции. И этому человеку с безграничной фантазией и идеями пришла в голову мысль поставить интерактивный мюзикл для детей — «Пеппи Длинныйчулок». Этот необычный проект и был реализован в театре «Визит», где в декабре состоялась премьера мюзикла.

История создания спектакля насчитывает более десяти лет, в течение которых он претерпел жанровые изменения. Впервые спектакль «Пеппи» появился двенадцать лет назад в Киевском театре оперы и балета для детей и юношества, балетную труппу которого возглавлял тогда Ковтун. Это был балет в двух актах на музыку К. Хачатуряна. Партию главного персонажа исполнял солист. Пару лет спустя спектакль появился в афише румынского театра. В России Ковтун поставил «Пеппи» в Омском музыкальном театре.

Успех детского балета был ошеломляющим. «Пеппи» стал самым посещаемым спектаклем, при этом значительная часть публики была далеко не «детского» возраста. Родители, напрочь забывшие о том, что они родители, держа в руках «чупа-чупсы», рвались сфотографироваться с персонажами спектакля, разгуливающими по фойе перед началом действия. Театр был заполнен воздушными шарами, мыльными пузырями и почтовыми ящиками, предназначенными для посланий Пеппи (в литчастях театров до сих пор хранятся большие пакеты с письмами от благодарных зрителей). Во время спектакля безумие продолжалось — дети визжали от восторга, прихлопывая и притопывая, взрослые, впав в состояние счастливого детства и ни в чем не уступая своим чадам, проделывали то же самое. Но самым неожиданным для всех, включая и самого постановщика Ковтуна, было то, что к концу второго акта маленькие зрители, прорывая оборону билетеров, поднимались на сцену, чтобы потрогать и пожать руку Пеппи. Девочка с огненными веснушками и смешными рыжими косичками становилась для зрителей реально существующей!

На последнем съезде Союза композиторов России в Москве, куда был приглашен и Омский музыкальный театр со спектаклями современных композиторов, балет «Пеппи» имел огромный успех. Московские критики сказали, что мечтают когда-нибудь увидеть таким театр Наталии Сац.

У омской «Пеппи» оказалась счастливая судьба. Спектакль не сходит с подмостков и по сей день, но идет уже с другим составом исполнителей. Солистку, исполнявшую заглавную партию, пригласили в труппу Имперского балета Гедиминаса Таранды.

Не так давно Ковтун поставил «Пеппи» в Новосибирском оперном театре. И с тем же успехом. Феномен детского зрительского восприятия повторился — всем хотелось общаться с неугомонной, беззаботной девчонкой.

Вероятно, тогда и было решено создать интерактивный спектакль, в котором главная героиня должна заговорить и запеть. Потребовались либретто и новая музыка. Пару лет назад мне довелось видеть наброски к новому мюзиклу «Пеппи Длинныйчулок», сделанные Георгием Ковтуном. Это был еще сырой материал, но уже тогда вырисовывался новый персонаж.

Если танцующая Пеппи была мягким, нежным, легко ранимым и беззащитным существом, при всей своей «взрослости», то поющая Пеппи стала взрослее, мудрее, ироничнее — как многие сегодняшние дети.

Так озорная девочка Пеппи в очередной раз сменила место жительства. Теперь ее приютили в театре «Визит» по адресу: Санкт-Петербург, Фонтанка, 50.

Музыку к мюзиклу написал композитор Евгений Лапейко, либретто, постановка и сценография Георгия Ковтуна. Новый спектакль рассчитан на небольшую аудиторию — всего лишь тридцать человек. Здесь нет сцены. Все пространство — это дом «Вверхтормашками», где и обитает Пеппи, а заодно с ней и все зрители. Этот дом трансформируется в школу, базарную площадь и цирк — три обозначенных места действия. В этом доме тепло и уютно героям спектакля и зрителям, которые становятся непосредственными участниками событий. На этом спектакле не обязательно сидеть на указанном в билете месте (кресел нет вообще), можно расположиться на большом воздушном матрасе, съесть яблоко или конфету, в общем, делать все, что взбредет в голову, — таковы правила игры.

Есть в спектакле некоторые длинноты — несколько затянуты массовые сцены, можно было бы сократить количество выходов разбойников. По части драматургии все достаточно ровно, каждый персонаж имеет соло, лейттему, у хора есть своя тема, проходящая через весь спектакль. Как и положено в мюзикле, для Пеппи написаны несколько шлягерных номеров «Моя мама — ангел на небесах, а папа — негритянский король», финальная песня о дружбе. Актеры — артисты балета, вокалисты, собранные на постановку из разных питерских театров, — импровизируют по ходу действия, существуют очень органично, естественно.

Хотелось бы когда-нибудь увидеть такой спектакль на большой профессиональной сцене.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.