У. Шекспир. «Венецианский купец». Театр «Комедианты».
Режиссер Михаил Левшин
«Венецианский купец» Михаила Левшина в театре «Комедианты» похож на все спектакли, поставленные Михаилом Левшиным в театре «Комедианты». Если вы были хоть на одном из них, вам не составит труда представить, что происходит на сцене в нынешней премьере.
Обычно это милый, нескучный спектакль, сыгранный на малюсенькой сцене невеликими силами небольшой труппы. На подмостках — минимум декораций. Костюмы приближены к отражаемой эпохе, правда, сшиты по весьма скромным средствам.
Зрители ходят в этот театр с удовольствием. Здесь поют, танцуют молодые актеры на расстоянии вытянутой руки от зала. Это всегда радует публику. Драматургия берется приятная и понятная. Театр в основном старается доставить максимум удовольствия, развлечь, отвлечь.
Нынешняя премьера на первый взгляд не исключение. Шекспировский «Венецианский купец» предоставляет материал для действия, столь любимого в театре «Комедианты». Любовь, препятствия, счастливый конец. А для тех, кто пьесы не читал и содержания не знает (а таких в зале большинство — пьеса не самая популярная и известная в нашей стране) — еще и захватывающая интрига. Всем очень интересно узнать, как венецианцам удастся спасти доброго Антонио, обреченного на гибель.
Спектакль зрителями воспринимается восторженно. Им на радость в центре небольшой сцены поместили маленький бассейн (или большую ванну) с водой. По ходу дела он превращается то в бассейн в бане, то в венецианский канал, то в море.
А еще зрителя радуют выходы актеров в зал. Игра с публикой. Вот Грациано угощает яблочком понравившуюся ему девушку, потом вдруг не удержится и от умиления поцелует ее на потеху окружающим. Да и сам Шейлок охотно идет на контакт с залом. Спрашивает мнение присутствующих, отвечает на их реплики.
На любование публике и Порция — возлюбленная Бессанио, из-за которой и началась вся история с кредитом (Анна Белова). Она просто красавица. Точеный профиль, большие глаза, длинные узкие руки, горделивая осанка. Целеустремленная, умная и красивая, она органично существует и отлично смотрится в предлагаемых обстоятельствах.
Итак, одна часть этого спектакля — комедийная — очень милая, в традициях этого театра. И все же в «Венецианском купце» театр «Комедианты» делает ставку на серьезную сторону пьесы.
Главное достоинство спектакля — два приглашенных актера — Владимир Матвеев (Театр им. Ленсовета) и Виктор Костецкий (Александринский театр). Михаил Левшин удивительно точно нашел исполнителей главных ролей.
Виктор Костецкий уже много лет не востребован родным театром. «Мир — сцена, где у всякого есть роль; Моя грустна», — словами своего героя Антонио мог бы сказать про себя актер.
Костецкий обладает редким обаянием. Красивый голос, приятная мягкая улыбка. Кому как не ему играть доброго, достойнейшего Антонио? Печальным и уставшим предстает перед нами в первой сцене венецианский купец. Ничто не может вывести его из состояния равнодушия к окружающему. Он еще не стар, но потерял всякий интерес к жизни. Появление Бассанио лишь немного скрашивает его существование. Он равнодушен к собственной судьбе. И даже когда узнает о неминуемой смерти, не выходит из состояния печальной задумчивости. Он знает про этот мир что-то такое, что заставляет его беспрестанно тосковать. Он прям и честен, как и положено быть шекспировскому персонажу.
Шейлок Владимира Матвеева, напротив, скользкий, неоднозначный, постоянно меняющийся. Он может пресмыкаться, может улыбаться, может быть милым хитрым стариком, заигрывающим с почтеннейшей публикой. Сутулый человечек, одетый в какое-то тряпье, — по нему не скажешь, что он способен на что-то еще, кроме подсчета денег и бесконечного брюзжания. Но все изменится в миг его торжества. В суде он будет стоять как победитель, облачившись в свои лохмотья, как в тогу. Сколько жесткости и непреклонности будет в его жестах, каким стальным будет взгляд! Он приобретет величественную осанку и будет хранить поистине императорское спокойствие, фанатично настаивая на убийстве Антонио.
Михаил Левшин, прекрасно подобрав актеров на главные роли, кажется, на этом успокоился, занявшись разработкой сцен с молодежью. Поэтому комедийная часть более насыщена режиссерскими придумками. Сцены же Шейлока—Антонио как будто были предоставлены самим актерам. А то, что смог предложить им режиссер, порой только мешает. Например, сцена откровения Шейлока. Он доверяет нам свою мечту, рассказывает об истинных намерениях, о ненависти к Антонио. И вот тогда, как в дурном провинциальном театре, зазвучит зловещая музыка и погаснет свет. Это нам дают понять, что перед нами кровожадный злодей.
Все же за счет двух сильных актеров спектакль постепенно сводится к выяснению отношений Шейлока и Антонио. Молодые актеры и их герои остаются в стороне. Создается впечатление, что смотришь два спектакля, причем в разных театрах. Так плохо сочетаются комедийная и серьезная части спектакля, молодые исполнители и актеры старшего поколения.
Идея с назначением хороших актеров на достойные их роли не получила разработки. Владимир Матвеев и Виктор Костецкий, Шейлок и Антонио, оказались не для театра «Комедианты». Все получилось как всегда мило, по-домашнему, но не более. А жаль.
Комментарии (0)