Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ГРАН-ПРИ НЕ ДОСТАЛСЯ НИКОМУ

Конкурс молодых певцов им. Н. А. Римского-Корсакова

Международный конкурс молодых оперных певцов имени Н. А. Римского-Корсакова стал уже вполне традиционным для всех поклонников вокального искусства. Основанный в 1994 году, он был приурочен организаторами к 150-летнему юбилею композитора и с тех пор проводится в Петербурге каждые два года.

Жюри конкурса, в состав которого входят представители крупнейших театров мира, тщательно отбирает талантливых, нередко еще только начинающих свой творческий путь певцов из разных городов и стран, чтобы те могли продемонстрировать свое вокальное мастерство. Имена лауреатов предыдущих конкурсов теперь известны далеко за пределами российской оперной сцены. Достаточно назвать лишь некоторые из них: А. Нетребко, В. Герелло, Д. Штода, О. Трифонова, Е. Никитин, И. Банник, Е. Семенчук и др.

Обычно программа конкурса отличается большим разнообразием и включает в себя романсы и арии композиторов начиная с XVII века и заканчивая современностью. Особое место принадлежит в ней произведениям Римского-Корсакова. На открытии нынешнего конкурса была заявлена существующая в современном оперном театре проблема постановки опер этого композитора на мировой сцене. Оперы Римского-Корсакова очень сценичны, изобилуют законченными номерами, красивейшими ариями и ансамблями, многочисленными ремарками композитора, обычно принимавшего непосредственное участие и в написании либретто. Казалось бы, бери и ставь, и выдумывать ничего не надо. Однако в репертуаре Мариинского театра только три оперы: «Садко», «Китеж» и «Снегурочка» (да и та в концертном исполнении). То ли режиссерам негде развернуться — Николай Андреевич все за них продумал, то ли недюжинные вокальные нагрузки настораживают солистов.

Но если проблема постановки опер касается конкурса оперных певцов все же косвенно, то первый тур поставил гораздо более узкую и насущную проблему — исполнение романсов композитора. Из всего многообразия камерно-вокального творчества конкурсантами выбраны были восемь наиболее популярных произведений: «Редеет облаков…», «На холмах Грузии…», «Не ветер, вея с высоты…», «Дробится, и плещет, и брызжет волна…», «Октава», «Звонче жаворонка пенье…», «Восточный романс», «Красавица». В категории басов чаще всего исполнялся выигрышный «Гонец». Таким образом, участники сами поставили перед собой задачу, которая далеко не всем из них оказалась по силам: исполнить один из миниатюрных шедевров Римского-Корсакова, в котором и жюри, и публике известна едва ли не каждая нота, причем исполнить лучше пяти-десяти своих соперников, выбравших этот же романс. Лучше других справились с этим А. Беляева (сопрано), Е. Варфоломеева (сопрано), Г. Гаскарова (сопрано), Е. Горшунова (сопрано), Ж. Домбровская (сопрано), Л. Кашина (сопрано), М. Поплавская (сопрано), Е. Сюрина (сопрано), О. Шилова (сопрано), А. Амонов (тенор), М. Колелишвили (бас), Е. Мацуоко (бас).

Естественно, что с большим интересом и вниманием слушали романсы, исполнение которых было единичным: «Ты и Вы» (И. Гиголашвили, сопрано), Песня Зюлейки (Н. Тимченко, сопрано), «О, если б ты могла» (А. Кикнадзе, меццо-сопрано; В. Сулимский, баритон), «Пророк» (А. Тановицкий, бас), «Анчар» (А. Сальмон, бас). Но и здесь, несмотря на более выигрышное положение и высокие результаты, единственно художественно законченным было пение Ирмы Гиголашвили, которая в первом туре выступала наиболее удачно.

Программа второго тура была насыщенной и в количественном, и в качественном отношении. После напряженных первого и второго туров третий прошел достаточно вяло и ошеломляюще кратко. Из шестидесяти пяти человек осталось четырнадцать, а программу, состоявшую из двух произведений в сопровождении оркестра (дирижеры Б. Грузин, Т. Сохиев), сократили до одной арии.

Совершенно непонятно, куда исчезли из числа конкурсантов Е. Варфоломеева (сопрано), А. Амонов (тенор), В. Зярник (бас), А. Мельничук (тенор), более чем достойные быть услышанными в третьем туре. Тем более непонятно, каким образом Михаил Колелишвили, имеющий уже приличную сценическую практику и показывавший в ходе прослушиваний истинную музыкальность, осмысленность исполнения, богатый обертонами тембр, столь редкую сейчас для баса мягкость звука, кантилену и благородство, был удостоен всего лишь диплома и приза зрительских симпатий. Публика оценила выступление М. Колелишвили по достоинству и на вручении призов с особым воодушевлением бравировала ему и обаятельной москвичке Екатерине Сюриной, тайна сценического очарования которой заключается в том, что она с особой трепетностью относится к музыкальному тексту композитора и старается передать все его нюансы в первозданной красоте.

Последний день — закрытие конкурса — состоял из церемонии награждения и гала-концерта. Церемония отличалась большой помпезностью и продолжительностью. Огромное количество призов обрушилось на конкурсантов: приз от губернатора, от администрации районов, призы от всевозможных организаций, издательств, клубов, фондов и небезызвестного всем Ананова. Ведущий В. Тыкке едва успевал называть фамилии. Не были забыты и концертмейстеры, которые работали едва ли не в более напряженном режиме, чем сами конкурсанты. Бесспорное мастерство, подразумевающее обязательное чувство ансамбля, показали А. Кузнецов (диплом), Д. Евстюхин (диплом), Се Син Жо (диплом) и Я. Зубова.

Из четырнадцати певцов, участвовавших в третьем туре, пять человек получили дипломы: Е. Горшунова (Москва), П. Шмулевич (Санкт-Петербург), Н. Тимченко (София), А. Кикнадзе (Санкт-Петербург), М. Колелишвили (Тбилиси), остальные девять стали лауреатами (семеро из них — солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра):

3 премия — М. Поплавская (Москва), И. Гиголашвили (Санкт-Петербург), А. Тановицкий (Санкт-Петербург), О. Шилова (Санкт-Петербург);

2 премия — А. Илюшников (Санкт-Петербург), Е. Сюрина (Москва);

1 премия — А. Беляева (Санкт-Петербург), Е. Ласовская (Санкт-Петербург), В. Сулимский (Санкт-Петербург).

Гран-при присужден не был, но, несмотря на это, нынешний конкурс показал достаточно высокий уровень вокального мастерства и стал заметным событием в жизни города Петербурга. Хочется надеяться, что лауреаты и дипломанты этого конкурса будут частыми гостями на мировых оперных площадках и составят гордость современного российского искусства.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.