Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

ДЕТЯМ ДО ШЕСТНАДЦАТИ…

Э. Гайдай. «Братец Кролик На Диком Западе». Театр Ленсовета.
Режиссер В. Пази

Ситуация была типичной. Дети тянули шейки, наблюдая за происходящим на сцене, отвлекались, шуршали бумажками, гремели номерками, выясняли между собой отношения. В театре шел нормальный утренник.

Ситуация была парадоксальной. Сопровождавшие детей взрослые буквально валялись в проходах от смеха, наблюдая за происходящим на сцене. В театре Ленсовета шел спектакль «Братец Кролик на диком Западе» по пьесе Э.Гайдая в постановке В.Пази.

Как часто посещение детского спектакля становится для родителей тяжкой обязанностью! Всем известные слова о том, что для детей играть надо, как для взрослых, только лучше, — в большинстве случаев, к сожалению, так и остаются словами. Дяди и тети в костюмах грузно и грустно болтаются по сцене, дяди и тети, сидящие в зале, зевают. А дети — они все равно ничего помнить не будут. Между тем необходимость постановки детского спектакля есть. И когда она становится осознанной, появляется свобода.

С самого начала ничто, как говорится, не предвещало. Распахнувшийся занавес явил взору огненный задник и разноцветные конструкции. Задник изображал знойную прерию, а разноцветные конструкции (тут и начались сюрпризы) — салун и тюрьму. В этом веселом соседстве и развернулась история об изысканно-наглом рэкетире Братце Лисе и мелком авантюристе Братце Кролике. Правда, появляются они лишь в середине первого действия. До этого на сцене царит шумная и бесконечно обаятельная компания — Енот, Гусь, Петух, Опоссум и Черепаха. Все они, конечно, друг другу братцы, и у каждого есть свои обязанности. Братец Енот (А.Новиков), пухлый мохнатый хлопотун — хозяин салуна. Братец Гусь (О.Андреев), обладатель огромного рта, громадного пуза и крохотного кольта — шериф. Братец Петух (А.Зибров), ядреный румяный забияка, по ночам охраняет тюрьму, правда, при этом он спит, видимо, отдыхая от шумных ковбойских пирушек. Почетная и нелегкая должность Братца Опоссума (К.Хабенский) называется «завсегдатай салуна». От постоянного потребления колы (а вы думали чего?) Братец Опоссум чешется тощеньким бочком обо все, обо что можно почесаться, и ушки его шлема вместе с веревочками воинственно торчат вверх. С братцем Черепахой (М.Пореченков) вообще все просто. Он индеец. Мудрый и сосредоточенный, он спокойно сидит в углу, пока не возникнет необходимость вступиться за обиженных.

Живут они все, в общем, дружно и весело, поют ковбойские свои песни (авторы песен — А.Новиков и Г.Траугот) до тех пор, пока прибывшие Братец Кролик (Е.Фрадкин) и Братец Лис (А.Блок) не начинают выяснять отношения. Маленький аккуратный Кролик в костюме коммивояжера становится соперником наглого холеного Лиса не только в денежных, но и в любовных вопросах, ибо дело осложняется присутствием ослепительной Мисс Кисы (Е.Кривец), заезжей звезды, обладательницы роскошного голоса и пленительных ножек. В конце концов оба остаются ни с чем, потому что Мисс Кису увозит… Братец Черепаха.

Спектакль «Братец Кролик на Диком Западе» доказывает, что актеры любят и умеют веселиться и расставаться с детством не хотят. Определенного рода хулиганство, свобода, отменное чувство юмора позволили им создать образы поистине незабываемые. Чего стоит, например, дуэт Братца Опоссума и Братца Енота, когда они, вооружась кастрюльками и поварешками, ждут появления Лиса. Они поддерживают свою сомнительную храбрость воинственной песней и репликами вроде «Енот, Енот! Я Опоссум! Обеспечьте поддержку с воздуха! Обеспечиваю поддержку с земли!» В их умопомрачительный диалог неожиданно вторгаются слова из трагедии Шекспира: «Мне ненавистен мир и слово „мир“, как ненавистен ты и все Монтекки!»

Пожилая учительница советской закалки задыхается от возмущения и горстями глотает валидол. Где все необходимые элементы детского спектакля? Где положительные герои? Не этот же, в самом деле, авантюрист-Кролик, который так боится дуэли, что идет на подлость? Где мораль? Правда, шумная компания братцев постоянно обсуждает вопрос — что в жизни главное? Но во-первых, делают они это в салуне. А во-вторых, абсолютно не вызывают доверия их хитрые физиономии, когда в финале они громко распевают: «Нами управляет доброта! Тра-та-та! Тра-та-та!» Пожилая учительница чувствует подвох и вне себя от американской экспансии. Бог с ней. Она не в состоянии по достоинству оценить этот стеб. Как и малыши, пришедшие в театр. Большинство из них так и не смогли ответить на вопрос — о чем спектакль. А девочка-старшеклассница, просияв, сказала: «Здесь главное — театр!»

Подражая американским рейтингам, уверенно оцениваем спектакль в «пять звездочек» и делаем пометку: детям до шестнадцати…

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (1)

  1. Варюша

    Какой чудесный был спектакль, сколько лет мы на него ходили!!!!! Как жаль, что ушли из жизни и Траугот, и Саша Блок. Просто невосполнимые утраты. И нигде теперь не посмотреть этот спектакль, ни у кого нет видео?

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.