Последняя неделя сезона: скоро актерское плечо освободится от лямки ежевечерних спектаклей, воскресных утренников. Так везде, так и в «Глобусе». Только тут финальная точка ставится еще и в театральном смысле этого слова. Резюме сезона воплощено в маленьком фестивале, «Минифесте»: в течение недели играется обойма премьер и лучших спектаклей. Критики из Москвы и Петербурга — тех самых городов, откуда и режиссеры «Глобуса» — обсуждают спектакли перед труппой. Наконец, на том же собрании труппы подводятся итоги сезона, вручаются премии и награды (тут на сцену выходят спонсоры).
Ужас: в театре нет художественного руководителя. А театр — есть, и ему, как хорошо известно, повезло с директором. Репертуару позавидует любая сцена. Условия игры таковы, что режиссеры едут сюда работать в полную силу. В прошедшем сезоне «Глобус» привозил в Петербург три спектакля В. Фильштинского: сильное впечатление и не последнее чувство — благодарность театру за эту акцию. Петербургские режиссеры и художники составляют, похоже, уже основу: к В. Фильштинскому, Г. Дитятковскому, В. Ветрогонову, Климу прибавляются А. Галибин и В. Туманов (Г. Козлов поставил «Яму» в конкурирующем «Красном факеле»). Петербург сегодня не беден режиссурой и может поделиться с театром-побратимом. Может быть, в самом деле происходит некоторый «отбор», ведь творческая всеядность — это нонсенс, и художественный стержень, определенность критериев, необходимых актерам не меньше, чем любому другому художнику.
Вероятно, приходит пора большей сосредоточенности в поиске своего лица. «Двенадцатая ночь» в постановке М. Мокеева — довод от противного в этом смысле: расхристанное и декоративное зрелище, тяготеющее к суетливой завлекательности елочного представления, на фоне главной елочной игрушки — как бы авангардной декорации Ю. Харикова, демонстрируемой на заднем плане. Куда продуктивнее путь «Счастливых нищих» К. Гоцци у Г. Дитятковского (см. «Петербургский театральный журнал», № 17), где добро и зло драматически переплетены, сценическое пространство пронизано этими токами. Здесь актерские открытия остры и не случайны (меня, например, поразил Николай Александров — влюбленный Тарталья); режиссура предполагает здесь равную долю патетики и иронии; масштаб страстей и современный скепсис — богатейшая амплитуда, провоцирующая личностный вклад артиста в работу. Итак, 0:1 в пользу петербургской режиссуры.
У В. Ветрогонова с В. Фирером явная удача здесь — «Старая старая сказка» по «Огниву» Андерсена. Стильное, изящное представление, завораживающее виртуозными эволюциями декорации: жаль только, что задав в пантомимической интродукции крупные темы действия, в дальнейшем режиссер словно пугается заявленного тонуса разговора со зрителем и удовлетворяется изящной иллюстрацией классических андерсеновских мотивов…
Зал всякий раз полон (в середине июня). На утренниках дети, кажется, на порядок вменяемее нашей тюзовской аудитории, и пацаны нередко одеты как денди, с филармоническим пиететом к работе артистов. С другой стороны, на рафинированного Клима («Вид в Гельдерланде», см. «Петербургский театральный журнал», № 17) живо клюет публика камерной сцены, без какой-либо печати элитарности, «посвященности», без тени снобизма. По-видимому, время Клима пришло. Восемь актрис новосибирского театра преображены расплавленным действием его спектакля, вечным контрапунктом миров идеального и земного. Можно противиться климовской фразеологии, которой он так злоупотребляет в выспренных либретто программок, но факт остается фактом: лица актрис прекрасны, контрапункт действия внятен и убедителен.
Тем жальче было видеть очевидную осечку режиссуры в постановке «Царствия земного» Т. Уильямса. Московский режиссер С. Яшин, известный в Петербурге по «Мамаше Кураж» в БДТ, дал актерам поиграть в семейной мелодраме, но и тут стреножил их скудным и маловнятным рисунком поведения… Актеры работают честно, но открытий здесь нет. 2:0. (Клим ведь теперь наш?)
Конечно, и Клим был москвичом, и «Наш человек» В. Фокина («На всякого мудреца довольно простоты»), показанный на Манифесте, я не успела увидеть, и постановки Б. Морозова уже составляли в «Глобусе» целый фестиваль. И все же какая-то большая определенность лица, по-видимому, актуальна для сегодняшней ситуации в «Глобусе». Похоже, питерская режиссура готова со всей ответственностью способствовать такой тенденции, совсем не гастролерски рассматривает свое «присутствие» в театре, вплоть до проектов программы долгосрочного сотрудничества с труппой.
Интересно! И — спасибо директору…
Комментарии (0)