Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

ЖЕСТОКИЙ СЕАНС ТЕАТРАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Л. Чуковская. «Софья Петровна». Новосибирский театр «Глобус».
Режиссер Вениамин Фильштинский, художник Александр Орлов, костюмы Ольги Саваренской

Нынешней весной в новосибирском молодежном академическом театре «Глобус» состоялась премьера четвертого спектакля питерского режиссера Вениамина Фильштинского — спектакля по повести Лидии Чуковской «Софья Петровна».

О Фильштинском обычно говорят как о режиссере-педагоге. Новосибирские артисты и зрители убедились, что это действительно так. Мы видели, как от спектакля к спектаклю режиссер и глобусовские актеры все лучше и тоньше понимают друг друга, как артисты, прекрасно владеющие своим телом-инструментом, чаще всего играющие в постановках-шоу, у Фильштинского становятся все более внутренне гибкими, подвижными, глубокими.

Наверное, именно благодаря рождению тесного контакта между режиссером и исполнителями стало возможно создание спектакля режиссерски точно продуманного, психологически детализированного, но и импровизационного. Он постоянно меняется даже на уровне текста (автор инсценировки — Вениамин Фильштинский) и мизансценического рисунка. Автором «Софьи Петровны» стала вся команда Фильштинского, продолжающая искать наиболее адекватное выражение замысла и после премьеры.

Сначала была классика: «Доходное место» (в «Глобусе» — «Жадов и другие»), «Маленькие трагедии», «Дядя Ваня» (см. «ПТЖ» № 12, № 15, № 21). И вот — обращение к произведению, написанному нашей современницей и посвященному не таким уж далеким от нас годам сталинских репрессий. Сегодня, когда социальное напряжение чередуется с апатией, а призывы к покаянию сменяются ностальгией по песням о главном, история о Софье Петровне — прекраснодушной, милой и доброй женщине, оказавшейся лицом к лицу с беспощадной государственной машиной, — прозвучала пронзительно актуально.

В начале действия жизнерадостная интонация всеобщего единения, порыва пронизывает рассказ Софьи Петровны (Тамара Седельникова) о ее жизни, успехах на службе. Софья Петровна — засидевшаяся в домохозяйках чистюля-отличница (о, эти строгие, простые и элегантные, неправдоподобно отутюженные белые кофточки — черные юбочки, аккуратненькие халатики — художник по костюмам Ольга Саваренская, это ее последняя работа в театре). Выбор актрисы на главную роль — в яблочко. Переигравшая множество пионерок, круглолицая Седельникова, засидевшаяся потом в тюзовских мамах и учительницах, осталась в памяти новосибирских зрителей, да и кинозрителей страны героиней фильма «Горячий снег», символом первой любви погибших на войне.

Монолог Софьи Петровны будто отражается в лицах героев, одетых во все белое, светящихся верой и оптимизмом. Вот сидят они все вместе, счастливые и прекрасные, наши ожившие молодые бабушки и дедушки, время их жизни спрессованно-радостно. Они — перед экраном, на котором проносятся кадры из прекраснейшей иллюзии XX века — фильма «Цирк». Они будто позируют для фотографии, призванной запечатлеть момент счастья, сказочные кадры будто бы проецируются и на их лица тоже, а крупный план нашедшей правду в советской России героини Любови Орловой рифмуется с кукольным личиком Софьи Петровны—Седельниковой. Мы слышим документальные свидетельства ожившей «фотографии»: «Люди 30-х годов любили кино». Мифологическая кинопанорама пройдет через весь спектакль — кадры фильмов и хроники, выступление любимого Сталина будут возникать на экране-занавесе и на занавесе, рассекающем сцену по диагонали, будут сопровождаться музыкой Дунаевского, танцевально-пластическими массовками ретро-танцплощадок и физкультурных парадов с памятными живыми пирамидами (режиссер киноряда — Геннадий Седов, хореограф — Сергей Грицай).

Люди 30-х годов любили кино, бодрую музыку, Любовь Орлову, спорт, танцы. «Лидия Чуковская — дочь Корнея Ивановича Чуковского. Одеяло убежало, улетела простыня», — просветленно поясняет один из людей в белых одеждах — артист Евгений Важенин (а потом он выйдет на сцену в облике вождя всех народов)… Что плохого может приключиться с такими открытыми, объединенными общей любовью и идеей людьми? Фотография начинает движение, единство распадается.

Сцена из спектакля. Фото из архива театра

Сцена из спектакля.
Фото из архива театра

Т.Седельникова (Софья Петровна). Фото из архива театра

Т.Седельникова (Софья Петровна).
Фото из архива театра

Сцена из спектакля. Фото из архива театра

Сцена из спектакля.
Фото из архива театра

Мать и сын живут в маленькой комнатке, оставшейся от их большой квартиры после уплотнения. Они не унывают. Работы у Софьи Петровны много, возвращается она домой поздно. Она и общественница — ей радостно приносить пользу людям. Сын-студент упоенно читает Маяковского. Молодежь пьет чай из жестяного чайника, мечтает о будущем, целеустремленность и энергия — в каждом движении.

Это не оболваненные уроды, нет. Герои спектакля живут настоящей, подлинной жизнью, и не их вина, что толчком к их мечтаниям и действиям стала химера, что время дало их подлинной жизни ложную точку отсчета.

Постепенно, изящно, продуманно режиссер начинает разрушать подлинно-иллюзорную картину всеобщего счастья: слева, в комнатке Софьи Петровны, — люди в белом; справа, в служебном помещении, начинают появляться люди в черном и сером; вот белый диагональный занавес полетел слишком быстро, заклубился и показал зрителям свою темную изнанку. Вот пространство, поначалу четко разделенное на личную, частную жизнь героев и казенную, служебную, теряет свою функциональную четкость. В личное пространство вторгаются фигуры безличностного мира. Неуловимо меняется и характер пластических массовок — из демонстрации красоты и молодости они превращаются в чудовищный символ механистичности. Задушевные танцы сменяются нервозно-взвинченным фокстротом. Юные физкультурники, вызывавшие восхищение своей силой и гибкостью, уже взгромоздились на «котурны» — каждый встает на два стула и проделывает свои акробатические фигуры, двигаясь с грохотом к авансцене в зловеще-неестественном марше.

Визуальные эффекты ломают настроение общей картины, они сопровождают пронзительные сюжетные повороты. Софья Петровна узнает об арестах; на собраниях издательства, в котором она служит, остервенело осуждают диверсантов-вредителей; арестован директор издательства, еще недавно подававший жене повод для ревности, ухаживая за милой Софьей Петровной. Круг тьмы сужается (и в переносном смысле, и технически — художник по свету Глеб Фильштинский).

В спектакле нет проходных персонажей, неудавшихся актерских работ. Но все развитие действия дается через восприятие и комментарии главной героини. Именно она — крупным планом в сужающемся круге. Седельникова не только типажно совпадает со своей героиней, но играет ее трагедию профессионально точно и безжалостно. В ее Софье Петровне удивительно сочетаются искренность, наивность и ограниченность, внутренний покой и энергия деятельности. Софья Петровна так долго не имела возможностей для общественного признания, социального самовыражения, так была захвачена радостью служить идее и людям, что признаться себе — обманута! — не может. Инстинкт самосохранения заставляет ее искать оправдание арестам. Когда ужас происходящего касается ее лично, героиня Седельниковой отказывается принимать разочарование в реальности, начинает сходить с ума. Самоубийство Наташи (блестящая работа молодой актрисы Елены Ивакиной), самой грамотной и умной машинистки издательства, которую Софья Петровна опекала, за которую не побоялась публично вступиться, арест сына (удача молодого Сергея Мурашкина), известие о том, что юноша признался в террористических планах, — рождают не протест героини, а шок и уход в успокаивающие сны-галлюцинации. В этой иной, более настоящей для героини жизни сына оправдывают и отпускают, все живы и здоровы, как прежде, до начала алогичного кошмара. Софья Петровна оказывается не в состоянии воспринимать реальных людей, она не слышит доводов друга своего сына Алика, тихого еврейского мальчика, прозревшего страшную правду и не умеющего понять и простить «ослепшую» и «оглохшую» мать друга (Илья Паньков в нескольких эпизодах проживает и трагедию, и преображение своего юного героя). Более реальные, чем действительность, сны приводят Софью Петровну к абсолютному смещению восприятия мира, к настоящему, убедительно и детально сыгранному актрисой безумию. Миловидная стройная женщина превращается в выкинутую из жизни, едва передвигающую ноги старуху — потрясающее, какое-то физиологическое перевоплощение.

Контраст выглядит естественно. Ведь иллюзия красивого мира окончательно разрушена. Изначально разбитая на два мира сцена превращается в единый черный квадрат, в глубине которого вспыхивает адский фонарь. Это окошко тюрьмы, перед которым долгие часы и дни проводят в ожидании на первый взгляд безликие, черные женщины — матери и жены осужденных. И дети… Дети-актеры в «Глобусе» — не просто сентиментальный манок, они профессионально справляются с самыми сложными задачами. В эту однородную массу должна, но не хочет влиться Софья Петровна. Лязг засовов, сладострастно-циничные или жестко-деревянные голоса прокуроров, унизительно-пошлые шутки вертухаев. Таков новый единый мир, предложенный жизнью героине. Фонарь в окошке тюрьмы разверзается в финале, как двери в ад, в топку уничтожения, и обнаженный сын Софьи Петровны, ее Коленька, выкрикивает оттуда последнюю мольбу к матери о помощи — звучат слова чудом дошедшего с того света письма. Но мать уже не может слышать. Ее безумие необратимо — письмо она может только сжечь, оставляя зал наедине с едким запахом гари. После этого — мрак и тишина.

Но свет должен вновь вспыхнуть, занавес должен подняться вновь — чтобы открыть нам ту же «фотографию» наших молодых бабушек и дедушек, людей 30-х годов, сидящих в белом перед фотоаппаратом времени.

Этот спектакль Фильштинского производит на зрителей уничтожающе шоковое впечатление. Погруженные в себя, тихо выходят они из зала, как будто побывали на массовом сеансе жестокого психотерапевта, собравшего незнакомых людей вместе и заставившего сказать и услышать убийственную правду о себе. Отказаться от поддерживающих иллюзий, посмотреть на себя и на мир другими глазами. Искусство ли это? Мы не переживаем того, что принято называть катарсисом, но выходим в реальную жизнь, погруженные в реальность спектакля, и долго, очень долго возвращаемся мысленно к увиденному и пережитому.

Декабрь 2000 г.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.