Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

КРАСНОДАР: ЧАСТИЦА ЧЕРТА В НИХ, И В НАС, И В ВАС

Ф.Легар. «Петер и Пауль едут в сказочную страну». Краснодарский музыкальный театр.
Режиссер В.Цюпа

На сцене Краснодарского музыкального театра впервые в России осуществлена постановка единственной оперетты Ф.Легара, написанной для детей, — «Петер и Пауль едут в сказочную страну».

До сих пор не могу понять, как выжила в советской стране оперетта — эта мечта о счастье без трудового пота, кровавых мозолей и марксистско-ленинской методологии. Так бабушка моя не понимала, почему красногалстучной пионерии дозволяется петь про чудесный остров Чунга-Чанга. Очевидно, «жуй кокосы, ешь бананы» в ее сознании намертво сцепилось с «ешь апельсины, рябчиков жуй».

Вот и в оперетте ее буржуйская (и в этом смысле — потусторонняя) сущность даже из причесанных сюжетов выпирала страусовыми перьями, лаковыми штиблетами и этим многообещающим «Пойду к „Максиму“ я…». И надо было стараться изо всех сил, спать на железных трубках бигуди, красить ногти и привставать на цыпочки, не глядя в глаза бдительным билетершам, чтобы в пионерском возрасте точно узнать, что и в нас (кто бы мог подумать!) заключена та самая «частица черта».

О, оперетта, вечный соблазн и искушение, вечный вызов унылой праведности! Не ты ли, порочная и прекрасная, служила моделью верному своему рыцарю Францу Легару, когда он взялся за рождественскую сказку про мечту Петера и Пауля, малолетних сироток, задумавших сменить тяжелый и неблагодарный труд подмастерьев сапожника Кнейпа на беззаботную жизнь в городе вечного праздника Вене? Учитывая возраст главных героев и главных зрителей, блестящую Вену авторы заменили ее сказочным эквивалентом — Страной Чудес, или Страной Наслаждений. И на пути к ней выстроили не реальные преграды, а сказочные. Ну, например, гору мороженого, пройти через которую можно только одним способом: проев в ней туннель. Не знаю, как в Австрии, Германии или Америке, где это произведение Легара было особенно популярным, а в Краснодаре дети отзываются на реплику стоном восторга. Частица черта торжествует победу. Есть в спектакле ее образное воплощение — дух коварства и лени Шлендрианус. Любимец публики, звезда краснодарской оперетты Ю.Дрожняк играет его стареющим фатом, этаким обаяшкой, лишь по необходимости демонстрирующим мефистофельскую атрибутику вроде появления из люка в клубах дыма. Под стать ему и соперница — фея добра и трудолюбия Лабороза. Юная М.Карпенко в этой роли нашла мягкие, лирические интонации. Но и от нее веет какой-нибудь послушницей Денизой, имеющей все шансы превратиться в прелестную мадемуазель Нитуш. Так что духи-то они духи, но не более, чем позволяет им родительница — оперетта и прародительница — театральная игра, в которой, что уж скрывать, частица черта заложена изначально. Но если от профессионалов жанра иного и ожидать трудно, то работа детей, занятых в спектакле, просто потрясает. Главные герои в исполнении Славы Сальникова и Димы Щемелинского не просто обаятельны и убедительны — на них, без преувеличения, держится весь спектакль А вообще в «Петере и Пауле» занято почти сорок ребят из театральной студии и хора мальчиков Краснодарского музыкального училища. И каждый из них не только точно знает свое место в сложнейшей ткани музыкального спектакля, но и прямо-таки излучает радость от самого пребывания на сценической площадке.

И вот братья достигают цели. В сценах, живописующих вожделенную страну Шларафию, постановщики разгулялись вовсю. Описать это буйство красок и придумок трудно, но не оценить нельзя. Как нельзя не отметить общий масштаб постановки, давно уже забытый нашей опереттой, а что касается детского репертуара, то и вовсе небывалый. Здесь необходимо сказать слова благодарности художнику С.Архиповой и режиссеру В.Цюпе за то, что схематичность и дидактика, присущие первоисточнику, были буквально погребены под напластованиями их театральной фантазии. Два с половиной часа юные заложники компьютерно-клипового сознания с неослабевающим интересом следят за героями сюжета, простого и ясного до прозрачности.

Дух игры царит в спектакле безраздельно, не покидая сцену даже в стандартном рождественском финале. Ну конечно же, ребята вернулись домой. Ну конечно, сапожник Кнейп бросил пить, а его жена Эмеренца из злой бабы превратилась в очаровательную женщину. И конечно, лачуга их стала чистеньким игрушечным домиком. Только вот у порога ее, свернувшись калачиком, лежит Шлендрианус. А фея Лабороза гладит его по голове. И правильно делает. Потому что воплощенная в нем чертовщинка театральной игры, дозволяя нашей фантазии даже недозволенное, словно прививает устойчивость против настоящих, серьезных демонов и бесов. И пока наши дети играют и смотрят оперетту, Шлендрианус, как верный пес, будет оберегать их от прочих искушений.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.