Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

ИРИНА САВИЦКОВА — ФРЕКЕН ЖЮЛИ

А.Стриндберг. «Фрекен Жюли». Театр «Балтийский дом».
Режиссер Александр Галибин, художник Эмиль Капелюш

Есть одна очень важная сцена в отношениях между Жаном и Жюли — тот эпизод, где они рассказывают друг другу свои сны. Герои в почти симметричных позах застыли в разных концах сцены. Их взгляды не пересекаются, и голоса звучат с какой-то странной безжизненностью. Но эти монологи, не становясь диалогом, будто встречаются в какой-то недоступной глазу бесконечности, превращаясь здесь в тайный шифр. Это единственный в спектакле эпизод-контрапункт двух тем — Жюли и Жана. Его жажды движения наверх — на другую ступеньку социальной иерархии. И ее — вниз, как это странно ни прозвучит, — к вочеловечиванию.

Чем все закончится? Он, корчась под ее мертвым и требовательным взглядом, «прикажет» пойти и умереть, сам же (хоть этого и нет в спектакле) отправится чистить графские сапоги. А она упокоенно положит голову на плаху. Потому что так суждено.

Понять, кто такая Фрекен Жюли Ирины Савицковой, будет легче, если сопоставить ее с Жаном—Дмитрием Воробьевым. Понять через полярность актерских индивидуальностей. Есть подробная психологичность Воробьева (особое свойство которой — то уплотняться, то истончаться до прозрачности), чьи азартные, умные и нервные герои всегда равно убедительны и не похожи друг на друга. И есть бескомпромиссное «я» Савицковой, резкими вспышками вспарывающее роль, «ломающее» спектакль и вдруг перемещающее его в какой-то новый, неожиданный план. Ирина Савицкова обладает особым даром — играть трагедию в драме. Играть боль, ужас, ярость и, в конечном итоге, гибель, высекаемые из тех «смешных» обстоятельств, от которых современные герои — герои драмы запросто отмахнутся и пойдут дальше по жизни.

И.Савицкова (Фрекен Жюли). Театр «Балтийский дом». Фото В.Постнова

И.Савицкова (Фрекен Жюли).
Фото В.Постнова

И.Савицкова (Фрекен Жюли), Д.Воробьев (Жан). Театр «Балтийский дом». Фото В.Постнова

И.Савицкова (Фрекен Жюли), Д.Воробьев (Жан).
Фото В.Постнова

Савицкова во «Фрекен Жюли» играет особое состояние не души, а духа. Играет не характер, а взаимоотношения с судьбой.

«Сегодня фрекен Жюли совсем сумасшедшая!» Ироничная, чуть испуганная и тайно восторженная интонация первой реплики Жана — лучше не скажешь про эту Фрекен.

Этой купальской ночью все они — словно провода под напряжением. Только источники его — разные. Пламенеющая, тающая от прикосновений Жана Кристина. Жан, вожделеющий Кристину и растерянный, тайно восхищенный Жюли. И, наконец, эта Фрекен — очень тонкая, очень прямая, с лицом как белая маска, на котором сухим, странным блеском светятся глаза.

Гордо откинутая голова, чеканные фразы, голос, звенящий льдинками, тонкая рука, то нетерпеливо повелительная, то нервно теребящая прутик. И — громадное нервное напряжение, которое ничем не скрыть. А еще глубже, вопреки этой равномерной дрожи, ощущение, будто трепещет поверхность чего-то стылого.

Эта женщина то ли не знает, то ли не желает знать, чем она дразнит, на что провоцирует. Едва сойдутся Кристина и Жан, тут же — требовательный голос, сиреневое платье. Каприз? Зависть? Демон Ивановой ночи? При любом намеке на флирт — напрягается, звенит зло и насмешливо: «Льстить? И кому!» Дразнит игрой «на равных» и доводит до бешенства Жана, который всеми силами пытается сохранить достоинство.

В тишине одиноко звучит ее «Любили ли вы когда-нибудь?». И в то время, пока звучит рассказ Жана, она неподвижно сидит на авансцене с застывшим лицом. Вдруг становится ясно, зачем это странное существо явилось на эту кухню этой единственной в году купальской ночью, почему ТАК слушало исповедь Жана — чтобы понять что-то про людей, про их любовь, взять частицу тепла. Потому что там, где она, — безумный холод и одиночество.

То, что произойдет потом, — решено и неизбежно. Но в том, как прижмется Жан горячим лбом к ее щиколотке, — больше, чем вожделение, но меньше, чем любовь. Иванова ночь, ночь Жюли и Жана, закончится сейчас — раньше, чем наступит утро. Жюли появится тихая и отрешенная (интимная сцена принципиально за скобками этого спектакля) и свершит свое сомнамбулическое омовение.

В спектакле есть всего один эпизод, когда обаятельный и нервный Жан становится гадок. Вот сейчас, когда он суетливо делится с Жюли своими честолюбивыми планами. Даже не потому гадок, что мечты его мелки, а потому, что именно сейчас на него устремлен этот — робкий, покорный, молящий — взгляд: скажи, что любишь! Она долго ничего не понимает — вплоть до того момента, когда Жан достает вино. Она резко вскакивает, ударяя как хлыстом: «Вор!» Этот возглас — не осознание своего падения. Он — момент осознания другого: этот человек — ничтожество.

То, что происходит дальше, описать очень сложно. Потому что актриса играет умирание в отсутствие любви. Играет человека, изначально обреченного, для которого любовь — то единственное, что может задержать и прикрепить его к жизни. Рисунок роли у Савицковой — рваное чередование всплесков-взрывов, как будто судорог души, противящейся смерти, и каких-то «мертвых зон», где «я» актрисы молчит, но тем самым парадоксально работает на роль.

Когда Жан убивает чижика (он в спектакле не отвлеченный символ, а почти чувственный образ — вот эта вот Жюли, Ирина Савицкова) — он убивает не птицу, а ее живую душу. Жюли—Савицкова кричит — страшно, дико, некрасиво. С этого момента все кончено. Жюли, проклинающая Жана, — уже другая Жюли. Текст проклятия звучит почти безлично. И рисунок роли вытягивается в ровную линию. Для того чтобы уйти, ей не нужна бритва. Достаточно слов Жана, которые сама Жюли вкладывает в него, буквально гипнотизируя своим стылым взглядом. Она просто тихо положит голову на окровавленную «плаху». И наступит темнота.

Январь 2001 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.