Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ХРОНИКА

ВСЕ КАК У ЛЮДЕЙ

С.Буранов. «Утоли моя печали…» Театр им. В.Комиссаржевской.
Режиссер Георгий Корольчук

«Комедия в тапочках» — так обозначил жанр своего спектакля «Утоли моя печали…» Георгий Корольчук, актер театра им. В.Комиссаржевской. Три дебюта — режиссерский дебют Корольчука, дебют автора пьесы С.Буранова и сценографа К.Кошкиной — не помешали спектаклю завоевать признание публики, побросавшей огороды и в разгар дачного сезона устремившейся в театр. Чем вызван несомненный успех достаточно незатейливой постановки, которой явно не светят «Золотые софиты» и такие же золотые «Маски»? Думается, создатели спектакля стремились прежде всего к очевидной узнаваемости ситуаций и образов, к максимальному приближению проблем героев к среднестатистическим проблемам зрителей, сидящих в зале. Все, что обсуждают персонажи пьесы, общеизвестно. Язык кухонных разговоров «за жизнь» всем понятен и всеми освоен. Зал понимающе отзывался на события спектакля, видя в них практически копию своих жизненных передряг. При этом от жизни комедию выгодно отличало то, что благоприятный исход был явно запрограммирован. Кроме того, жанр оберегал публику от особо серьезных переживаний — никаких настоящих ужасов современной постсоветской действительности со сцены Комиссаржевки не показывают, всего в меру. Идеологическая и эмоциональная доминанта спектакля такова: «раньше было лучше, сейчас плохо, но жить все-таки можно, если человек хороший».

В основе сюжета — отношения внутри одной самой обычной семьи, живущей в городе на Неве (так что даже городские реалии, упоминаемые в пьесе, для всех оказываются родными). На сцене еще до открытия занавеса мы видим часть стены блочного дома, створки которой потом расходятся, открывая взгляду интерьер тесной квартирки, в каких живет большинство ленинградцев, перебравшихся из коммуналок в новостройки. В квартире уживается несколько поколений — старушка мать главного героя (Г.Короткевич), ее сын Владимир Санин (И.Краско) с женой Анной (Н.Четверикова), их взрослеющая дочь Ольга (О.Белявская). Вся семья обеспокоена знакомством дочери с аспирантом из ГДР, никто еще не предполагает, что перестройка не за горами и связь с иностранцами не опасна, а выгодна. Основные события разворачиваются «в наши дни», в конце девяностых, когда бабушки уже нет в живых (она появляется лишь в оживших воспоминаниях), а дочь давно замужем и живет в Германии. Приезд Ольги с мужем Вернером (А.Вонтов) и сыном-подростком Иоганном (С.Брезгинов) дает возможность показать российскую действительность как бы со стороны (ее поверхностным, но любопытным взглядом изучают иностранцы), проверить на прочность те ценности, которыми живут «здесь» и «там». Дочь, в юности искавшая легких путей (просила мать-переводчицу сделать за нее институтское задание по английскому языку и т.п.), превратилась в черствое прагматичное существо, восхищающееся «западной цивилизацией». Ее муж и особенно сын (кстати, стоит отметить, что исполнители не стали прибегать при изображении иностранцев к форсированию акцента, что обычно выглядит удручающе пошлой имитацией) оказываются, несмотря на немецкое происхождение и воспитание, более «русскими», т.е. душевными. Они разделяют свойственную российским жителям тягу к семейным застольям, к разговорам «по душам», к домашней кухне — с удовольствием уплетают супы и голубцы, которыми их угощает мать, в то время как Ольга поджимает губы и отказывается от ужина (по вечерам она не ест).

В «конфликте поколений» зрительская антипатия сосредоточена на Ольге с ее эгоизмом, бестактностью, расчетливостью, а симпатии — на стороне ее родителей, щедрых, тактичных, болеющих душой за все происходящее в стране… Хлопотливая Анна Михайловна Натальи Четвериковой — очень характерный тип. В начале — раздраженная, орущая на свекровь, командующая мужем тетка. Потом — ищущая спасения в церкви, «просветленная» и подобревшая женщина. Центральный персонаж Ивана Краско — личность, переживающая своеобразный внутренний кризис. Этот человек, внешне замкнутый, ироничный, готовый надо всем подшутить (большая часть острот пьесы отдана ему), страдает от неудовлетворенности собой. Посмеиваясь над женой, прибегающей ни свет ни заря с заутрени, сам он тем временем ищет свой путь к Богу. «Закадровый» голос Краско беседует с Творцом — в паузах между картинами читает Библию, псалмы царя Давида.

Персонаж, выходящий за рамки бытовой достоверности, — Леня в исполнении К.Демидова. Одноклассник Оли, когда-то влюбленный в нее, теперь обремененный семьей программист без работы, приходит к Санину за рюмочкой пожаловаться на жизнь. Насколько преувеличены его беды, настолько же гиперболизированы успехи, начавшиеся после продажи Вернеру диска с некой программой. Преображение Лени вызывает хохот в зале: вчерашний безработный появляется с дорогими букетами и бутылками, в роскошном костюме, с «мобильником», по которому он строго беседует с личным шофером. К.Демидов несколько выбивается из ансамбля острым рисунком роли, склонностью к шаржу, в то время как остальные существуют в пределах бытового правдоподобия. Актерский и жизненный опыт И.Краско обогащают его персонаж, ему удается органично произносить многословные «злободневные» речи своего героя, в которых, видимо, звучит авторский голос. Резкая неорганичность, сценическая грубоватость отличают работу О.Белявской (что совсем не характерно для этой актрисы).

Зритель, ищущий в произведении искусства прежде всего знакомых и близких житейских коллизий, приверженный театру «жизненных соответствий», без режиссерских «изысков», утешается на спектакле «Утоли моя печали…».

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.