Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

У НИХ ВСЕ ВПЕРЕДИ

В конце июля завершился первый учебный год двухгодичной Молодежной оперной программы Большого театра. Идея ее осуществления принадлежит руководителю отдела перспективного планирования Михаилу Фихтенгольцу. Он — исполнительный директор программы, ее художественный руководитель — один из ведущих вокальных педагогов Москвы, профессор Академии хорового искусства им. В. С. Попова Дмитрий Вдовин. Была создана комиссия по отбору певцов и пианистов- концертмейстеров, в которую вошли М. Фихтенгольц, Д. Вдовин, управляющая оперной труппой Большого театра Маквала Касрашвили и старший концертмейстер Екатерина Вашерук. Прослушивания певцов прошли в сентябре прошлого года в Москве, Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Саратове, Ростове-на-Дону, Минске, Киеве, Ереване. Второй и третий туры и конкурс пианистов-концертмейстеров проходили в Москве с 28 сентября по 1 октября.

Вот десятка певцов-победителей: сопрано Ульяна Алексюк, Венера Гимадиева (Казань), Алевтина Яровая (Донецк), Светлала Касьян (Москва); меццо- сопрано Оксана Волкова (Минск), Александра Кадурина (Киев), тенора Борис Рудак (Санкт-Петербург), Павел Колгатин (Москва), Илья Говзич (Минск) и баритон Константин Шушаков (Москва). Пианисты-концертмейстеры — Артем Гришев и Павел Небольсин (Москва).

В программу первого года вошли уроки по вокалу, курсы иностранных языков и актерского мастерства, мастер-классы с ведущими оперными исполнителями России, Европы, США, коучинг — занятия с ведущими специалистами по языкам и оперным стилям; факультативы по истории оперы и основам оперного бизнеса.

Большую часть вокальных уроков и репетиций провел Дмитрий Вдовин. Много занимались с ребятами Маквала Касрашвили, концертмейстер Екатерина Вашерук и режиссер Владимир Щеблыкин. Первым из приглашенных мастеров начал занятия блестящий пианист, специалист по работе с певцами и ассистент дирижера «Метрополитен-Опера» Джордж Дарден (Нью-Йорк). Было организовано прослушивание для арт-директора «Метрополитен-Опера» Ленор Розенберг. Уроки по русскому репертуару дали профессор Петербургской консерватории Ирина Богачева и прославленный российский бас и профессор Венской консерватории Евгений Нестеренко. Несколько раз в Москву на занятия и прослушивания приезжала Дайана Зола — главный консультант российской программы, артистический директор Хьюстон-Оперы. С участниками программы занимались выдающиеся зарубежные певицы Лора Клейкомб и Дебора Йорк, а мастер-классы по совершенствованию вокальных стилей и языков провели дирижеры Антонелло Аллеманди (Италия), Кристофер Мулдс (Великобритания), профессор Неаполитанской консерватории Глория Боррелли, одна из ведущих российских концертмейстеров Любовь Орфенова, коуч по немецкому репертуару Сильбург Уильямс.

С первых же месяцев учебы и на протяжении всего сезона студенты активно участвовали в музыкальной жизни Большого театра, Москвы, других городов России и за рубежом. Прошли их сольные концерты в Бородинском зале Химико-технологической академии им. Менделеева, Доме актера, Культурном центре МВД на Лубянке. Они пели на открытии отреставрированного Хорового зала исторического здания Большого театра, участвовали в Рождественском вечере и концерте, посвященном 65-летию Победы на Новой сцене Большого театра, в авторском вечере композитора Александры Пахмутовой, в концерте Европейских Дней Оперы в музыкальной гостиной Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Алевтина Яровая активно сотрудничала с оркестрами В. Спивакова «Виртуозы Москвы» и Национальным филармоническим, выступая в России и за рубежом. Оксана Волкова, Павел Колгатин, Алевтина Яровая, Венера Гимадиева и Константин Шушаков в сопровождении инструментального оркестра дали два концерта в Вашингтоне: в резиденции посла и Российском культурном центре. Венера Гимадиева спела Серпину в опере Перголези «Служанка-госпожа» в Турции… всего не перечислишь.

Главным же для молодых певцов было их участие в спектаклях Большого театра, как в главных партиях, так и в ролях второго плана. В «Волшебной флейте» Моцарта успешно дебютировали Павел Колгатин — Тамино, Ульяна Алексюк — Первая дама, Алевтина Яровая — Вторая дама, Александра Кадурина — Третья дама. Венера Гимадиева и Оксана Волкова выступили в партиях Сирин и Отрока в опере Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже», а Ульяна Алексюк, Александра Кадурина и Борис Рудак в партиях Бригитты, Лауры и Альмерика в «Иоланте» Чайковского. Удачным был дебют Константина Шушакова в роли Шонара в «Богеме» Пуччини.

Павел Колгатин стал обладателем Четвертой премии и Приза публики на Международном конкурсе «Новые голоса» в Гютерсло в Германии. Оксана Волкова победила на Конкурсе конкурсов Собиновского музыкального фестиваля в Саратове. Ей также был присужден приз СТД РФ «За актерскую выразительность и вокальное мастерство» (оплаченная поездка на прослушивание в Венской Опере). Блистательным завершением первого года стала поездка четырех участников Программы на Первый международный Шаляпинский конкурс «Голоса над Плесом», жюри которого возглавлял Евгений Нестеренко. Все четверо стали лауреатами: первая премия — Павел Колгатин и Венера Гимадиева, вторая — Светлана Касьян, третья — Алевтина Яровая.

Последняя интересная работа, которая будет продолжена в следующем году, — исполнение оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова под руководством молодого талантливого дирижера Дмитрия Юровского, младшего брата прославленного маэстро Владимира Юровского.

Подводя итоги первого года реализации программы, Дмитрий Вдовин сказал: «Мне было важно, чтобы наши студенты поняли, что певческая жизнь очень сложна и включает в себя множество различных составляющих, и замыкаться только на чем-то одном просто нельзя. Наша совместная работа дала колоссальные результаты. Теперь мы знаем, что необходимо каждому из наших воспитанников и в каком направлении двигаться дальше. Это касается и технических, и стилевых моментов, и вкусовых предпочтений, и объема голоса, и даже актерского темперамента. Именно на актерские способности сейчас обращается большое внимание, ведь теперь режиссеры решают многие проблемы кастинга. Очень важно, чтобы ребята как можно чаще выходили на сцену. Помимо их участия в спектаклях Большого театра, будет в Московской филармонии в Камерном зале введен абонемент нашей программы из пяти концертов. Каждый из них посвящен разной музыке: русской, французской, итальянской, немецкой и украинской. По-прежнему будем организовывать прослушивания и поездки певцов на конкурсы. Мы очень заинтересованы в том, чтобы их услышали как можно больше дирижеров, директоров крупных театров мира, менеджеров, импресарио».

Летом в Большом театре прошел дополнительный конкурс в молодежную оперную программу. К десяти певцам и двум пианистам-концертмейстерам присоединились еще пять человек: Надежда Карязина, меццо-сопрано (Москва), Валентина Феденева, сопрано (Украина), Алексей Лавров, баритон (Санкт-Петербург), Григорий Шкарупа, бас (Санкт-Петербург), пианист Кирилл Кузьмин (Москва).

10 сентября у студентов программы начался новый учебный год — год больших надежд и свершений.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.