

Н. Эсхи (Несчастливцев), И. Ларин (Счастливцев). «Лес», режиссер И. Ларин. Фото С. Семенова из архива театра

Д. Поднозов (Порфирий Петрович), И. Ларин (Раскольников). «Омрачение», режиссер И. Ларин. Фото С. Семенова из архива театра
Среди театров Петербурга «Особняк» во всех смыслах существует особняком. Это театр-эксперимент, театр-клуб, театр-студия, театр-мастерская. Процесс его развития связан с жизнью города, да и, пожалуй, всей страны.
Если принять за аксиому, что театр — отражение жизни, то можно многое понять про один из самых необычных театров Петербурга. Сейчас, как и десять лет назад, городу не хватает театров, не боящихся рисковать, предоставляя молодым режиссерам свою сцену, в том числе и для работы над современной драматургией. «Особняк» — прокатная площадка для «бездомных» петербургских и гастрольных спектаклей, он поддерживает молодые коллективы. На протяжении двадцати лет в «Особняке», ставшем легендарным в среде петербургских интеллектуалов, не прекращаются театральные опыты.
В конце
В том числе «Особняк».
Это всегда был театр с программой. Возникший в далеко не благоприятный для развития искусства период российской действительности, «Особняк», тогда театр-студия, начал поиск эстетической и общественной позиций.
Спектакли игрались безвозмездно, театр существовал на добровольных началах (он и сейчас остается негосударственным). Создавшие его люди хотели свободно заниматься искусством, не будучи скованными условностями и формальными обязательствами работы в стационарном театре, который тогда, в силу разных причин, вынужден был заботиться в первую очередь об элементарном выживании. Проблема «выживания» не обошла и «Особняк», но, при всей ее остроте, не отменила стремления к творчеству.
Целью нового театра был эксперимент со способом актерского существования, с драматургическим материалом (от смелых трактовок классики до постановки современных пьес), с возможностями театра как такового. «Особняк» со времен основания противопоставляет свою деятельность мейнстриму в искусстве, уходя от коммерции в студийность. Театр прекрасно осознает свою «особость» и продолжает плодотворный поиск единомышленников.
Зритель на спектаклях «Особняка» — участник действия, деликатно, ненавязчиво введенный в него актерами. И те и другие совместно погружаются в размышления, переживания, воспоминания, сосуществуя в пространстве спектакля, становящегося в этом театре средством эмоционально- психологического сближения: «Особняк» стремится к возникновению «родственных связей» между актерами и зрителями.
«Особняковцев» интересуют жизнь и развитие духа. Их рефлексия на эти темы всегда болезненна, как, в принципе, болезнен процесс самопознания, но в итоге положительна для создателей и зрителей спектаклей. Каждая постановка — результат духовного поиска, очередной вывод и очередной вопрос режиссера и актеров.

«Особняк» был образован в 1989 году группой самобытных, талантливых, творческих молодых людей, успевших поработать в репертуарных театрах (артисты Дмитрий Поднозов, Тамара Крехно, Ольга Тетерина и др.). Одним из основателей театра и ведущим режиссером был актер, режиссер, художник Игорь Ларин. Тогда, в начале последнего десятилетия века, Ларин создал художественную основу молодого театра, стал лидером «первой эпохи» его развития. За время его работы в «Особняке» было поставлено немало спектаклей и им самим, и приглашенными режиссерами, близкими театру в творческом плане. Театру режиссерско-актерскому, демократичному в лучшем смысле, продолжающему вырабатывать свой театральный язык.
Театр «Особняк» — вечное движение от себя и в себя. Ларин экспериментировал с классическими текстами, его спектакли по классике — фантазии на тему, новые истории на основе «старых». И «Сон о „Вишневом саде“», и «Омрачение», и «Лес» были размышлениями Ларина над темами давно известных текстов Чехова, Достоевского, Островского. Он созда. вал «альтернативную классику», вытаскивая из хрестоматийных произведений не чуждые им, но не разработанные ра. нее сюжеты. Например, в «Омрачении» Раскольников (И. Ларин) убивал Порфирия Петровича (Д. Поднозов), который сам намеренно добивался этого, Сонечка же (О. Тетерина) почти начинала гордиться своей «профессией»… Ларин иронизировал над «академическим стилем», в котором традиционно ставилась классика, находя для нее новые средства выражения, обнаруживал в классике современность, чем в некоторой степени подготовил появление в «Особняке» режиссера Владимира Михельсона.

Следующая «эпоха» «Особняка» связана именно
с В. Михельсоном, чья деятельность в качестве ведущего
режиссера
В 1997 году появился спектакль Михельсона «Истребитель,
или Божьи Козявки» (по пьесе «Правописание
по Гроту»), в

Среди приглашенных в «Особняк» режиссеров
был Алексей Янковский, с которым связаны значительные
работы театра. Он поставил здесь своеобразную дилогию: в 2000 году спектакль «Активная сторона
бесконечности» по пьесе Клима, в

А. Слюсарчук, философ, молчаливый мудрец и тонкий мастер нюансов и полутонов, работая в «Особняке» с 2001 года, повел его по естественному для этого театра пути. Слюсарчук отличается способностью создавать спектакли, обладающие атмосферой, наиболее органичной для молчаливого созерцания мира вокруг, себя в мире и мира в себе. Или же для тихой, неторопливой беседы в полумраке маленького театрального зала, парадоксально становящегося огромным пространством для коллективных размышлений на «вечные» темы.
Духовная работа зрительского сознания во время спектакля происходит в атмосфере «интеллектуальной медитации», когда привычные мысли о повседневности можно ненадолго оставить и поразмышлять о вопросах, ускользающих от рассудка в суете жизни.
Зритель на спектаклях режиссера — непременный участник действия (что для «Особняка» принципиально), причем как вербально, так и невербально. Он ставит спектакли-размышления, спектакли- созерцания, спектакли-притчи, посвященные духовной жизни человека. В «Особняке» режиссер выпустил семь спектаклей: 2000 год — «Внутренняя жизнь твердых предметов» (элегия, совместный проект с театром «Ландскрона»); 2002 год — «Lexicon» («artifact», по романам М. Павича «Хазарский словарь», «Звездная мантия», «Пейзаж, нарисованный чаем»); 2003 год — «Пенелопа 18» (драматическая инсталляция по роману Дж. Джойса «Улисс»); 2004 год — «Назову себя Гантенбайн» (экзистенциальная картина индивидуального бытия по одноименному роману М. Фриша); 2005 год — «Дао-Дэ цзин» (церемония в трех актах, сценическая версия Клима); 2007 год — «Фандо и Лис» (по пьесе абсурдиста и лирика Ф. Аррабаля с использованием текстов Тибетской Книги Мертвых — древнего исторического и религиозного памятника); 2008 год — «Король умирает» (Э. Ионеско).

Д. Поднозов (Лисицын), И. Носков (Сережа), Н. Эсхи (Крупа). «Зеленые щеки апреля», режиссер В. Михельсон. Фото А. Жукова из архива театра
Главная тема перечисленных литературных произведений — обретение самого себя — центральная тема всех постановок режиссера. Самопознание — цель существования. Его герои часто познают себя лишь перед физической гибелью, духовно освобождаясь от ложных представлений, очищаясь от наносного, заглядывают в Космос своей души. Так, Фандо (Д. Поднозов), не сумев вынести знания о себе настоящем, духовно умирает, а Беранже (Д. Поднозов в спектакле «Король умирает»), преодолев страх, приняв неизбежность физического конца, смотрит в Вечность.
Ведущим актером «Особняка» на протяжении всей его истории остается Дмитрий Поднозов, сыгравший множество разноплановых ролей. От ироничных образов в мимических балетах И. Ларина до трагического образа Закладчика в спектакле «Кроткая» (режиссер Юлия Панина). Еще в 1997 году Марк Хазаров писал об артисте: «В лучших работах маленькая труппа может гордиться ансамблем, где первая скрипка — Дмитрий Поднозов, „jeune“-премьер „Особняка“, по которому настраивается вся прочая труппа… Постановка строилась вокруг актера, даже если ему выпадала… роль второго плана». Смотря на своих персонажей «со стороны», оставаясь холодновато- отстраненным, Поднозов обладает способностью притягивать к себе зрительское внимание, неизменно становясь энергетическим центром постановок, при этом органично сосуществуя с партнерами.
«Особняк» проводит различные акции, направленные на утверждение собственных творческих позиций. Например, 1 июля 2000 года состоялся съезд «Союза Правых Театров России». Основные лозунги акции — независимость от коммерческого театра, стремление к малым формам в противовес неразвивающимся академическим сценам. Спектакли разных российских театральных коллективов игрались в течение одного дня в помещении «Особняка» и на детской площадке во дворике перед театром. Эта акция, пронизанная атмосферой клубности и непринужденного общения, привлекла немало зрителей.
«Особняк» за двадцать лет существования стал театром, без которого сложно представить театральное пространство Санкт-Петербурга. Вербальное и невербальное участие зрителей в спектаклях будет плодотворно и для них, и для артистов, если обнаружится «родственность» в их восприятии мира. Возникнут размышления, будут поставлены вопросы, которые задавали или зададут себе многие. Вопросы бытия, над которыми предлагает вместе подумать театр, помогут увидеть мир, себя в нем и его в себе чуть полнее…
Апрель 2010 г.
Комментарии (0)