Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ТЕАТР ПЛАСТИКИ РУК «HAND MADE»

Санкт-Петербургский Театр пластики рук «Hand Made» фактически появился на свет в 2006 году, когда группа студентов факультета театра кукол СПбГАТИ начала выступать в Учебном театре на Моховой с представлением «Потехе — час». Официально зарегистрирован как театральный коллектив в 2009 году. Сейчас в составе «Hand Made» труппа из 10 человек, художественный руководитель Андрей Князьков, режиссер Светлана Озерская, директор Виктория Шепель.

Среди актерских курсов желание продолжить существование в виде театрального коллектива не редкость, но примеров воплощения этой мечты куда меньше. У нас нечто подобное получилось. Чудом получилось.

Если попытаться сформулировать, что такое Театр пластики рук «Hand Made» сейчас… Это авторский театр, который работает методом импровизации на заданную тему. Начинаем создание очередной композиции всегда с нуля, имея в голове только общие принципы воплощения, а уже потом разрабатываем каждую «страницу» будущей истории. Этот способ похож на работу над студенческим спектаклем, и он очень трудоемкий, тяжелый. Но мы его выбрали и следуем ему сознательно — потому что он нам подходит.

У нас вообще достаточно трудная жизнь: можем отыграть «Потехе — час», собраться, сесть на поезд и уехать в Москву, там отработать на каком-нибудь большом мероприятии, вернуться, провести репетицию и прямо с репетиции улететь в Мурманск, на другое мероприятие… Чаще всего нам уже назавтра нужно иметь результат, готовые номера для 12 выходов на какой-нибудь церемонии: сели, напряглись, придумали, музыку нашли, акценты расставили, выучили и выступили. «Служенье муз не терпит суеты» — это не про нас. Чем больше времени для работы, тем сложнее, как ни странно. А цейтнот — он нас в любом случае облагораживает и мобилизует.

Я помню, как тяжело давались нам первые работы, как мы приехали на одно мероприятие и продюсер схватился за голову, увидев наши «наброски». Он не мог поверить, что все это к вечеру будет вычищено и сыграно в хорошей форме. А сейчас смотрю видеозаписи и думаю: как же все это просто! Сегодня мы делаем гораздо более сложные вещи, и намного быстрее.

«Viva Italia». Театр «Hand Made».
Фото из архива театра

«Viva Italia». Театр «Hand Made». Фото из архива театра

Мы научились уже многому, но не всему. С организацией нашей жизни пока… мы тоже начинающие. Мир не без добрых людей: мы очень благодарны Малой сцене БДТ, на которой началась наша репертуарная жизнь и которая до сих пор нас радушно принимает. Нам очень помогают, репетируем в клубе Водоканала, но все-таки не хватает собственной крыши над головой, настоящего театрального репетиционного помещения. Наверное, мы бы примкнули к какому-то театру, если бы знали к кому и как это сделать.

А пока, чтобы коллектив выживал, не размениваясь на халтуры, он должен зарабатывать. Но все- таки мы существуем не только как корпоративный, но и как репертуарный театр, хотя репертуар еще небольшой. Мы идем и на некоммерческие предложения, вроде «Театральной неотложки», но не можем себе это позволить часто. Когда нас просят и мы можем — всегда соглашаемся.

«HandMade»— особенный театр, с которым можно сравнить какой-нибудь оригинальный ансамбль танца. Единый организм, со сложными связями, которые нужно специально налаживать. У этого вида театра есть своя культура, которую мы обнаружили и продолжаем создавать, которая у артистов «Hand Made» уже в крови, они на автопилоте чувствуют и знают, как надо встать (сесть, лечь), чтобы не перекрывать зрителю «картинку». Об этом не всегда задумываются, но адаптация любого человека, приглашенного в спектакль со стороны, даже если он обучался на ФТК, потребует страшных усилий от всего коллектива.

У нас нет второго состава (хотя для участия в мероприятиях мы иногда приглашаем артистов). На сегодняшний день труппу составляют люди, которые специально обучены работать в нашем стиле и нашей технике. В наших спектаклях артисты знают все наизусть — могут заменить друг друга, могут сыграть, например, не вдесятером, а вдевятером или даже ввосьмером. Так, что зритель не почувствует разницы!

Наверное, мы когда-нибудь изменим часть своего названия: «театр пластики рук». «HandMade» — понятие для нас куда более широкое. Сначала мы не знали, что мы можем, кроме пластики рук. Теперь знаем, что можем работать с тканью, бамбуковыми палками, можем создать большую историю просто с листами бумаги! Рамки достаточно широки, мы сами даже еще не осознали насколько. И каждый раз мы будем что-то изобретать, чтобы не повторяться, чтобы каждый спектакль имел свое лицо, чтобы люди посмотрели и сказали: это не кукольный и не драматический, это «HandMade». Вот это и есть наш театр и наше направление.

Октябрь 2010 г.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.