Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ГРАФИНЯ, НЕ СПЕШИТЕ!

Кузнецов Э. Графиня покидает бал.
М.: Артист. Режиссер. Театр, 2010.

В московском издательстве «Артист. Режиссер. Театр» вышла книга искусствоведческих статей Эраста Кузнецова с иронично-многозначительным названием «Графиня покидает бал». Впрочем, одноименная статья, давшая название книге, как и большинство статей в сборнике, написана без каких- либо подтекстов — это эссе, посвященное картине Карла Брюллова «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини». Сборник завершает серия упоительных рассказов о произведениях живописи — раздел «Несостоявшаяся книга» (автор когда-то предполагал продолжить ее и издать отдельно). Здесь семь очерков, семь женских портретов, и за каждым встает поражающая воображение простого смертного судьба героини. Перед нами возникает картинка нравов, окно в другое время: «Незнакомка» Ивана Крамского и «Курсистка» Николая Ярошенко. Или — романтические отношения художника и модели, Брюллова и Самойловой; полные трагических событий жизни Анны Ахматовой (знаменитый портрет Натана Альтмана) и Зинаиды Серебряковой (автопортрет «За туалетом»). Или, наконец, и вовсе невообразимая история — о тайном католичестве графини Растопчиной в эссе «Загубленная жизнь» (портрет Е. П. Растопчиной кисти Ореста Кипренского). Написано живо и легко, порой с таким азартом, что с трудом удерживаешься от желания сейчас же, в 2 часа ночи, побежать в музей, или кинуться к книжному шкафу в поисках альбома, или залезть в интернет, чтобы посмотреть на картинку, про которую пишет автор, и острое сожаление по поводу немногочисленности иллюстраций посещает читателя не раз. Особенно когда предмет рассмотрения вовсе недоступен — большинство искусствоведческих статей написаны о временных живописных и графических выставках, а воображение требует «продолжения банкета»: хочется увидеть «Мафории» Глеба Богомолова, «ожидающие» картины Петра Дика или «фигуры» Елены Фигуриной.

Кузнецов пишет об искусстве с пятидесятых годов — его перу принадлежат более 300 статей и 16 книг, многие из которых не раз переиздавались. Круг его исследовательских увлечений широк и разнообразен, но, пожалуй, самой главной и очевидной страстью можно назвать книжную графику. Мирискусник Сергей Чехонин, Владимир Фаворский, Владимир Лебедев, Эль Лисицкий, Александр Родченко — короли русского книжного искусства — его герои. Все, что касается книжной графики, изучено Кузнецовым давно, досконально и серьезно. И сквозь серьезность ученых текстов то и дело проступает восторженный взгляд «книжного мальчика», по-детски безоглядная любовь. Вот, например, как он пишет о шрифте братьев Траугот — как о живом существе: «Обаяние их шрифта в том, что он ни на минуту не подделывается под правильность шрифта наборного. Напротив, он откровенно, почти хвастливо заявляет: я не начерчен, я нарисован!»

Конечно, наибольший интерес для театральных людей представляют высказывания о сценографии, и статьи — об Андрисе Фрейбергсе, Илмаре Блумберге, Марте Китаеве, Эмиле Капелюше, Владимире Аншоне, о работе Давида Боровского, о сценическом пространстве, его энергиях и свойствах — очень радуют. И пониманием сущности профессии, и просто фактом своего существования!

Ноябрь 2010 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.