
В сентябре в Омске проходил II Международный фестиваль «Академия». И хорошо бы абстрагироваться, говорить об исключительно художественных открытиях фестиваля. Но будучи «внутри» него, не могла не наблюдать некоторые деструктивные внутренние течения. Одно из них — это попытка администрации театра и — смотрим шире — области корректировать художественное наполнение фестиваля с точки зрения «нравственно-этических» норм. В течение «Академии-2» под цензорский «колпак» угодили Дмитрий Хоронько с его Оркестром, Яна Тумина с «Шекспир-лабораторией» и Михал Борчух с «Вертером» краковского Старого театра. Хоронько, выступавший в экстремальных условиях (перед концертом оказался отключен портал, и музыкантов вообще не было слышно), позволил себе (в рамках давно выработанной им ернической манеры) переругиваться с залом, ковырять в носу (песенка про «Двойку в дневнике») и пародировать в «позднебрежневском» ключе казенно-оптимистическое обращение администрации области к участникам фестиваля, которое включалось перед каждым спектаклем. Спектакль Яны Туминой и Руслана Кудашова, в котором нет, как мы знаем, ничего буквального, нарративного, спровоцировал громкий ис. ход нескольких зрителей. Неудовольствие вызвал и бумажный человечек с первичными половыми признаками. Опять нехорошо. А «Вертера», кажется, просто никто не понял.
При этом административная критика не коснулась ни «Дяди Вани» вахтанговцев, ни «Гретхенского Фауста» Мартина Вуттке. Вот уж не «зрительские» спектакли. Но они априори защищены своей репутацией, в отличие от никому не известного в Омске Борчуха, самого молодого из учеников Кристиана Люпы.
Дело в том, что люди, ответственные за фестиваль, всерьез полагают, что его можно считать успешным, если он одинаково понравился всем. И что НУЖНО влиять на то, чтобы он нравился ВСЕМ. А теперь представьте, на что будет похожа «Академия», если каждая бумажная писька (извините за мой высокий слог) станет предметом для этических споров? Пишу, а сама думаю о том, что меня удалось вовлечь в абсурдную по своей природе дискуссию: быть или не быть гениталиям на сцене? Но факт остается фактом. К финалу фестиваля уже не только его арт-директор Ольга Никифорова, но и я, сидя в зале, с замиранием сердца следила, не выкинут ли поляки, немцы или литовцы чего-нибудь этакого, что станет поводом к высочайшему неодобрению.
Фестиваль — единственный международный на территории Сибири — был задуман как просветительский. Будучи крупным театральным центром Сибири, Омск, в сущности, не знаком с современной европейской режиссурой. «Академия», конечно, воспитывает. Но не «нравы», как пытался доказать министр культуры Владимир Телевной на встрече с критиками, а художественный вкус, интерес к «другим» системам и эстетикам. Неуместно было бы ставить арт- директору фестиваля Ольге Никифоровой в упрек то, что в программу вошли не слишком свежие «Ромео и Джульетта» Оскараса Коршуноваса. Спектакль дает представление о том, кто такой Коршуновас, но не отпугнет неподготовленного, как его же «Гамлет». Омский фестиваль, в отличие от петербургских «Балтийского дома» или «Александринского», ориентирован не на критиков, а, скорее, на коллег по цеху и на зрителей. А их мнение и опыт тоже надо учитывать.
При этом Никифорова честно старается вытащить «Академию» на уровень если не европейский, то хотя бы — петербургский. Когда не только выставка-смотр спектаклей, но и мастер-классы (пусть не Кристиан Люпа, но Яна Тумина), творческие встречи (директор «Комеди Франсез» Мюриэль Майетт), круглые столы (где встречаются радикально противоположные модели критики — китайская и северо-американская), когда три дня подряд завлиты честно ходят на PR-тренинги Марии Бошаковой, агитирующей за активную информационную политику театров, и спорят с ней о пользе и вреде блоггерства и социальных сетей.
Не обошлось и без художественных открытий. Удачным был «польский» день. Первое событие — читки. Безыскусная «Песочница» М. Вальчака была сыграна Татьяной Прокопьевой и Олегом Теплоуховым как серия виртуозных, изощренных детских провокаций. Но откровенный схематизм пьесы (весь мир — «песочница», где разворачивается поединок между «М» и «Ж») не позволил разгуляться актерам. Другое дело — пьеса «Тирамису» М. Овсянко, обнаружившая в труппе театра умелого и нетривиального режиссера — актера Руслана Шапорина.
Знакомство с режиссурой Михала Борчуха — одно из самых увлекательных приключений фестиваля. Его «Вертер» оперирует визуальными и музыкальными образами — скорее чувственными, нежели символическими, прихотливо соединенными между собой в некую фантастическую мелодию, где каждый новый поворот музыкальной темы непредсказуем. Борчух радикально переосмыслил и переделал гетевский текст, пропитав его иронией и погрузив в обывательский контекст современной польской провинции. Конфликт героя со средой передан в серии музыкальных диссонансов. Вертер — встрепанный солист в мятой рубашке, ему отдана центральная шубертовская тема, пропетая (скорее провытая) фальшиво, но от души. В «наперсниках» — пианист-аккомпаниатор (Роман Гонцарчик). Вертер Кшиштофа Зажецкого безуспешно пытается встроиться в обывательскую среду, стать «третьим» в сексуальном дуэте простушки Лотты и солидного Альберта, смешно барахтается, переплетаясь с ними конечностями.
Запомнилась сценография Катаржины Борковской. Сначала это — безликие диваны, приподнятые над сценой, будто на концертной эстраде, где восседают пошлые герои. Во втором действии сцена обнажается, словно с нее срывают «обивку». Пространство размыкается: из интерьера — в бескрайний мир, сознание Вертера. И теперь провинциалы предстают в серии сюрреалистических зарисовок, как если бы мы видели их глазами уехавшего Вертера. Юную Лотту сменяет «возрастная», степенная актриса, а ту — Лотта-3, вовсе безликая дама. Здесь есть забавное шествие семейства Лотты — в вечерних платьях, но на лыжах. Вместо быта — гигантское белое облако и груда искусственных цветов в углу, как будто могила — заранее приготовленная для еще живого Вертера. И, наконец, сильный и короткий (третье действие идет 15 минут) финальный аккорд — то ли похороны, то ли посмертное видение героя, когда три Лотты — бэк-вокалистки в черных чулках зачитывают его письма, равнодушно засовывая за резинку трусов.
Мартин Вуттке на «Академии» уже второй раз. Два года назад Берлинер Ансамбль привозил «Гитлера и Арто в Романском кафе». В «Гретхенском Фаусте» Вуттке-актер переиграл Вуттке-режиссера. Как бы ни был гибок, универсален первый, работавший с Робертом Уилсоном, Хайнером Мюллером, Франком Касторфом, Вуттке-второй принадлежит скорее XX веку. Его аскетичный спектакль создавался на основе «пра-Фауста», ранних, отличных от канонического текстов Гете. Действие сосредоточилось вокруг гигантского стола. Зрителей как бы привлекли к трапезе, единственный участник которой — Фауст, подвижное существо, сотрясаемое и раздираемое страстями, чье тщедушное тело едва в состоянии выдержать их напор. Единственный партнер Фауста во время спектакля — обслуживающий персонал, хор официанток в маленьких черных платьях. В спектакле Вуттке роль женщины в современном обществе сводится к обезличенному «объекту желания». Восемь актрис Берлинер Ансамбля предстали как единый организм, как воплощенное в шести телах мощное id, их голоса грозной и торжественной волной взмывают вверх и затем стихают тихой жалобой. В финале одна из Гретхен выпускает в Фауста целую обойму из револьвера. Но и мужской мачизм оказывается неуничтожимым. Фауст невозмутимо, будто киборг, выплевывает отстрелянные гильзы. Зато все восемь Гретхен падают как подкошенные.
На общем фоне «Поздняя любовь» Георгия Цхвиравы, представлявшая хозяев фестиваля — Омскую драму, выглядела достойно, но несколько бледно. Актеры, как по нотам, разыграли набор амплуа русского актерского театра — «героиня», «благородный отец», «герой-любовник», «простак» и т. п. Оживил действие старинной мелодрамы темп — почти детективный и финал, жесткий, мотивированный не столько «любовями», сколько продуманным бизнес- планом. Но давайте посмотрим на это спектакль глазами иностранца, который не владеет русским языком и вообще-то не в курсе, что Островский — это русский Шекспир…
Совсем недавно в Омске жил и работал Евгений Марчелли. Город не может не помнить провокативность, театральность, злую эротику его спектаклей. Да и как забыть, когда многие из них до сих пор в репертуаре Омской драмы. У нынешнего «главного» свой почерк. Не в нем дело. А в той художественной «пристойности», которой отмечены почти все постановки последних лет. Она выросла не в недрах театра, а как будто была спущена верховным указом. Фестиваль инициирован и профинансирован администрацией Омской области. Другого такого нет во всей Сибири. Омский губернатор и министр культуры это понимают и уже внесли «Академию» в план развития региона вплоть до 2016 года. Значит ли это, что отныне чиновники курируют программу фестиваля, задают его формат? И не получим ли мы через два года «Академию-3», застегнутую на все пуговицы и замершую по стойке «смирно»?
Октябрь 2010 г.
Комментарии (0)