А. Чехов. «Каштанка и цирк». Театр на Литейном.
Режиссер Георгий Васильев
У театральной версии чеховской «Каштанки» Георгия Васильева в Театре на Литейном два пролога. Первый — цирковое представление в фойе. Второй — на сцене: четыре исполнителя перед началом спектакля примеряются к походке, повадке, речи своих героев — Каштанки, Иван Ивановича, Хавроньи Ивановны, Федора Тимофеевича.
Цирковое представление в фойе — обманка. Режиссер разрушает детский стереотип о радостной, солнечной жизни актеров. Празднично начавшийся спектакль становится повествованием о буднях закулисного существования. И яркие, красочные стежки клоунских сцен, акробатических номеров, фокусов лишь оттеняют мрачное полотно монотонной жизни героев.
Главная героиня Каштанка поставлена перед выбором меж двух хозяев. В доме Столяра Каштанка — обыкновенная дворняжка, «шельма» в исполнении четвероногой Санты. В квартире Незнакомца Каштанку играет актриса М. Хенриксен. Перед нами уже не выдрессированный зверь, а мыслящее существо. Питомцы Незнакомца наделены своим представлением о мире. Округлая, пыхтящая свинья в исполнении Л. Завадской, выгнувший спину и выгнувший шею, опрятный, г-г-галантный г-г-гусь А. Цыбульского, облезлый, ленивый Кот Ученый В. Захарова — каждый из них — уникум.
Постепенно через «Каштанку и цирк» пробиваются мотивы драматургии Чехова. В Незнакомце А. Рязанцева переплетутся темы нескольких чеховских героев. Его монологи о цирке, призыв к труду напоминают монологи Астрова, тоску трех сестер по лучшей жизни, пламенные речи Пети Трофимова. Но мечте не суждено осуществиться. Грезы о лучшей жизни предстают в образе призрака Надин — она проходит по натянутому канату в мерцающем свете, появляясь ниоткуда и исчезая в никуда. Призрачная мечта о будущем оборачивается разрушенным счастьем. Надин погибает. И повторяющиеся тренировки с питомцами, постоянное выстраивание акробатических пирамид, неудача выступлений звучат темой пропадающих лет, «длинного, длинного ряда дней». В размеренных движениях Незнакомца, в ленивой манере разговора чувствуется усталость от однообразия бытия. И в будущем ему видится призрак прошлого.
Сценический мир сценографа Э. Капелюша и художника по свету Г. Фильштинского, завораживая магией превращений, способствует полифоническому звучанию тем чеховских пьес.
Трапецеивидная площадка сцены приподнята. Суженная вглубь и устремленная вверх она создает перспективу пространства, ощущение постоянного течения времени. Переливающийся свет, меняя источники и цвет, рисуя четкие геометрические формы, создает многоплановость площадки… Метаморфозы сценического пространства образуют параллельные места действия, пересечение прошлого и настоящего, сны и реальность, перетекая в безвременье.
Существование героев спектакля «Каштанка и цирк» предопределено. И вновь и вновь цветные лучи высвечивают круг цирковой арены, напоминая о закольцованности, безысходности жизненного пути стремящегося к высшей жизни Незнакомца и приземленного Столяра. Появление и исчезновение Каштанки проходит бесследно как в жизни одного, так и в жизни другого. Каштанка — лишь связующее звено, показывающее однообразность людского бытия…
Постановка была адресована подросткам, но актеры сегодня играют «Каштанку и цирк» для малышей. Возникает несовмещение многосмыслового пространства и вынужденной одноплановости актерской игры. И герои спектакля вынужденно одноитипны и просты, как в мультиках для самых маленьких.
P. S. Сейчас Г. Васильев, подчиняясь требованиям детской аудитории, сократил спектакль вдвое. Новое представление увлекательнее, но в нем мерцающий облик Надин оказывается отзвуком какой-то другой, несбывшейся постановки.
Комментарии (0)