Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

ХРОНИКА

«ЭЛИЗА МОНТЕ ДАНС»: «СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ — ОТРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ТАНЦОВЩИКА»

3 апреля 1998 года единственным концертом в Санкт-Петербурге, на сцене БКЗ «Октябрьский», началось второе гастрольное турне по России американской труппы современного балета «Элиза Монте Данс». Созданная в 1981 году бывшими танцовщиками легендарной Марты Грехем Элизой Монте и Дэвидом Брауном, она в 1982 году получила Первую премию на Международном фестивале танца в Париже, открывшую ей путь к мировому признанию. Репертуар труппы насчитывает сегодня около 30 балетов (в основном одноактовых), а гастрольная афиша — 40 стран мира. Впервые российская публика увидела труппу в феврале 1996 года на сцене Театра оперы и балета им. М. Мусоргского.

Э. Монте считает, что «умение воспринимать жизнь сквозь призму чувств помогает полнокровно жить, ощущая себя частью окружающего мира. Чувственность рождается тогда, когда ты позволяешь движению полностью овладеть тобой». Д. Браун к этому добавляет: «Cовременый танец — это отражение внутреннего мира танцовщика». Идти от эмоции, внутреннего состояния, скрытых в глубине человеческой души, — один из основных принципов постановщиков. Любую эмоцию, любое чувство они выражают движением.

В труппе семь танцовщиков разных национальностей, различного взгляда на мир, но все они сосуществуют на сцене словно единый организм, живущий за счет энергии, исходящей из некоего внутреннего perpetuum mobile.

Нынешняя программа была составлена от состояния покоя к состоянию движения. Невидимый мотор словно набирал обороты. В последовательности номеров усматривалась законченная композиция, вторая часть которой была зеркальным отражением первой. Но обе были полны экспрессии — экспрессии жестокой, сверхнервной, напряженной, возникающей из музыки, в которой звучит и пульсирует даже пауза. Сильные, натренированные тела с каучуковой гибкостью в совершенстве передавали замысел непрерывности хореографических комбинаций в ритме «нон стоп».

«Утверждение» (муз. Д. Шостаковича, хор. Д. Брауна ) раскрывает творческое кредо Э. Монте: «Жизнь — борьба, попытка понять, кто мы, зачем мы здесь и что делаем». Каждый человек, независимо от национальности и пола, устремляется на поиск своего места в жизни и найдя, пытается его за собой закрепить. Неважно как — спокойно и расчетливо или резко, нервно, раздраженно; неуверенно-медлительно или быстро, нагло, смело и сильно… «Утверждение, — это своеобразное рождение жеста и его постепенная эволюция. А вот «Senso unico» (муз. С. Прокофьева, хор. Д. Брауна) — уже рожденный жест, раскрывшийся со всей своей мощью и силой. Здесь важен общий ритм, схожий с учащенным биением сердца.

Тема средней части концерта стара, как мир, — любовный треугольник. «Волкман-сюита» (муз. М. Наймана, хор. Э. Монте) — взгляд на эту проблему с точки зрения мужчины: двое молодых людей сталкиваются в борьбе (психологической и психической) за женщину, которая в свою очередь «проверяет» обоих на мужскую состоятельность, и в результате остается с одним из них. Номер назван по имени фотографа труппы, ему и посвящен. Поэтому ощущается некоторая фотографичность и позирование — своеобразные три эротические фотографии с откровенными позами обнаженного тела, схожими порой с клубком переплетенных змей. По прошествии некоторого времени ловишь себя на мысли о пресыщении такой откровенностью, постепенно переходящей в пособие для начинающих.

А вот «Кружение» (муз. Эркки-Сван, хор. Э. Монте) — женский взгляд на ту же проблему. С предыдущим номером возникает невидимая внутренняя связь, складывается своеобразный диптих, несмотря на различия в хореографии, протранственном композиционном построении номеров. Две женщины не хотят уступать своего избранника друг другу, любыми средствами удерживая его около себя. Женский склад души не менее агрессивен, чем мужской, но более эмоционален, вследствие чего более выразителен. В итоге, измученный и уставший от женских истерик и склок, мужчина остается один.

Стиль Монте-Брауна поражает более непрерывным движением эмоции, чувства, нежели техническими трудностями (с которыми танцовщики справляются «без сучка и задоринки»).

Эмоциональная наполненность движения, его энергетический посыл, комфорт тела при его исполнении на одном дыхании, внутренняя моторика исполнителей, повышенная экспрессия тем не менее не сглаживают наличия хореографических повторов и некоторой затянутости номеров. Найденный однажды прием ведения темы переходит из номера в номер за редким исключением, удачная и красивая поза варьируется и преобразуется, что лишает номер открытия, свежести мысли. И все же это не режет глаз и не выглядит назойливым, многократность повторов не переходит границ, всего, как говорится, в меру.

По признанию Д. Брауна, для их труппы было очень ответственно танцевать в России с ее многовековыми танцевальными традициями, поэтому нужно было набраться смелости привезти сюда новые постановки: «Утверждение» и «Senso unico» — мировая премьера одноактовок.

Вслед за петербургской публикой их увидели жители Челябинска, Екатеринбурга, Хабаровска, Владивостока, Новосибирска, где участники труппы побывали впервые. Если за границей труппа уже завоевала своего зрителя, то в нашей стране ей это еще предстоит.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.