Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

ЛУННЫЕ КРОТКИЕ

А. Н. Островский. «Поздняя любовь». Молодежный театр на Фонтанке.
Режиссер Владимир Туманов, художник Александр Орлов

Спектаклем «Поздняя любовь» Туманов—Орлов посылают привет своим давним прекрасным «Лунным волкам»… Это такой же черно-белый (даром что действие происходит в Замоскворечье) спектакль, это пространство, зияющее такой же, как в «Лунных волках», черной дверью, неуютное и продуваемое российскими ветрами. И вселенная бросает такие же холодноватые блики на островок жизни — комнату, где происходит действие, и на лица бедных российских жителей — не на своей земле примостившихся, в лунном свете коротающих дни… Без свечей. «Поздняя любовь» тоже могла бы идти под хрустальный голос Е. Смольяниновой: «Динь-динь-динь… колоколь-чик звенит… этот звон о любви говорит». В лунном сиянье на сей раз «этот звон» говорит о любви Людмилы Маргаритовой — Эмилии Спивак.

В этой Людмиле мало московского полнокровия (вот-вот потеряет сознание) и много петербургской утренней бледности (вот-вот лишится чувств). Рыжеволосая Эмилия Спивак, представительствующая на рискованных интернетных фото-сессиях в виде современной дивы, — играет ясно, тихо, сосредоточенно, не пропуская даром ни секунды сценического времени. Эта Людмила живет со стойкостью героинь Достоевского, но только счастье все же приходит к ней, давая верным зрителям Молодежки очередную иллюзорную надежду на то, что порядочность и стойкость могут быть вознаграждены.

Эмилии Спивак отведены в Молодежном театре роли кротких. Лора в «Синих розах», Дездемона, теперь Людмила. Наверное, как настоящий режиссер, Семен Спивак сознательно разрушает ее сериально-интернетный имидж, как когда-то Товстоногов вел талантливых артистов от роли к роли, не давая им утонуть в бездне массового сознания. И делал киношного «социального героя» Кирилла Лаврова Молчалиным…

Рыжие волосы Эмили Спивак заплетены В. Тумановым в тугую косу Людмилы — так же, как «сплетена» им в тугую косу логика ее эмоций и поступков. Поэтому беспримесная добродетельность кроткой любящей Людмилы не вызывает ничего кроме радости оттого, что такое (предположительно) может быть. Нравоучительность Островского истаивает в лунном свете строгого, умного спектакля (что особенно удивительно, поскольку речь идет о классической мелодраме), оставляя нам возвышающий нас обман и абсолютную художественную убедительность грациозного образа, созданного Эмилией Спивак.

Февраль 2010 г.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (3)

  1. Андрей

    Не видел Спивак в кино, только в театре. Она не повторяется, хотя амплуа “кроткой”, как вы верно заметили, очевидно. Пишут, что в кино она другая. И это замечательно. Как вам кажется, будут ли в театре у нее более характерные роли? Не кажется ли вам, что своей кротостью она может повторить судьбу актрисы-Шестаковой, которая только и играет, что “кротких”? Очень интересно ваше мнение.

    Спасибо за рецензи. Полностью согласен с оценкой. Создателям спектакля удалось избавиться от нравоучительности текста – и за это им спасибо

  2. Марина Дмитревская

    Актриса Шестакова в молодости была здоровой, круглолицей, веселой. Прочтите в нашем старом журнале,как о ней писал В. Гвоздицкий — партнер ее молодости. В юродство (не кротость) ее намеренно вводил (и ломал при этом) режиссер и учитель, Додин. Актерская психика — дело тонкое, деформируется от разных обстоятельств, но МДТ много лет культивирвовал аномалию, болезнь, патологию. Театр Спивака в этом — полный ему антипод. Тут все без патологии. Думаю, у Эмилии будут разные роли, пока режиссура дает ей противоположное киношные предложениям. И она совсем не кажется “кроткой” или болезненной, напротив…

  3. Андрей

    Спасибо

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.