А. Н. Островский. «Поздняя любовь».
Молодежный театр на Фонтанке.
Режиссер Владимир Туманов, художник Александр Орлов
Спектаклем «Поздняя любовь» Туманов—Орлов посылают привет своим давним прекрасным «Лунным волкам»… Это такой же черно-белый (даром что действие происходит в Замоскворечье) спектакль, это пространство, зияющее такой же, как в «Лунных волках», черной дверью, неуютное и продуваемое российскими ветрами. И вселенная бросает такие же холодноватые блики на островок жизни — комнату, где происходит действие, и на лица бедных российских жителей — не на своей земле примостившихся, в лунном свете коротающих дни… Без свечей. «Поздняя любовь» тоже могла бы идти под хрустальный голос Е. Смольяниновой: «Динь-динь-динь… колокольчик звенит… этот звон о любви говорит». В лунном сиянье на сей раз «этот звон» говорит о любви Людмилы Маргаритовой — Эмилии Спивак.
В этой Людмиле мало московского полнокровия (вот-вот потеряет сознание) и много петербургской утренней бледности (вот-вот лишится чувств). Рыжеволосая Эмилия Спивак, представительствующая на рискованных интернетных фотосессиях в виде современной дивы, — играет ясно, тихо, сосредоточенно, не пропуская даром ни секунды сценического времени. Эта Людмила живет со стойкостью героинь Достоевского, но только счастье все же приходит к ней, давая верным зрителям Молодежки очередную иллюзорную надежду на то, что порядочность и стойкость могут быть вознаграждены.
Эмилии Спивак отведены в Молодежном театре роли кротких. Лора в «Синих розах», Дездемона, теперь Людмила. Наверное, как настоящий режиссер, Семен Спивак сознательно разрушает ее сериально-интернетный имидж, как когда-то Товстоногов вел талантливых артистов от роли к роли, не давая им утонуть в бездне массового сознания. И делал киношного «социального героя» Кирилла Лаврова Молчалиным…
Рыжие волосы Эмили Спивак заплетены В. Тумановым в тугую косу Людмилы — так же, как «сплетена» им в тугую косу логика ее эмоций и поступков. Поэтому беспримесная добродетельность кроткой любящей Людмилы не вызывает ничего кроме радости оттого, что такое (предположительно) может быть. Нравоучительность Островского истаивает в лунном свете строгого, умного спектакля (что особенно удивительно, поскольку речь идет о классической мелодраме), оставляя нам возвышающий нас обман и абсолютную художественную убедительность грациозного образа, созданного Эмилией Спивак.
Февраль 2010 г.
Не видел Спивак в кино, только в театре. Она не повторяется, хотя амплуа «кроткой», как вы верно заметили, очевидно. Пишут, что в кино она другая. И это замечательно. Как вам кажется, будут ли в театре у нее более характерные роли? Не кажется ли вам, что своей кротостью она может повторить судьбу актрисы-Шестаковой, которая только и играет, что «кротких»? Очень интересно ваше мнение.
Спасибо за рецензи. Полностью согласен с оценкой. Создателям спектакля удалось избавиться от нравоучительности текста — и за это им спасибо
Актриса Шестакова в молодости была здоровой, круглолицей, веселой. Прочтите в нашем старом журнале,как о ней писал В. Гвоздицкий — партнер ее молодости. В юродство (не кротость) ее намеренно вводил (и ломал при этом) режиссер и учитель, Додин. Актерская психика — дело тонкое, деформируется от разных обстоятельств, но МДТ много лет культивирвовал аномалию, болезнь, патологию. Театр Спивака в этом — полный ему антипод. Тут все без патологии. Думаю, у Эмилии будут разные роли, пока режиссура дает ей противоположное киношные предложениям. И она совсем не кажется «кроткой» или болезненной, напротив…
Спасибо