В середине декабря в Петербурге прошла научно-практическая конференция на тему «Проблема героя в современном искусстве».
Театральная ситуация в нашем городе в последнее время складывается так, что любимая песенка местной театральной общественности про то, что в Петербурге ничего не происходит, прервалась неловкой паузой.
Любопытные театральные и околотеатральные проекты стали появляться один за другим, назло врагам и вопреки всемогущему мировому финансовому кризису.
Слышится, впрочем, второй куплет этой песенки — про скупое финансирование культуры и про художественное качество, которое оставляет желать лучшего. Такая уж у Питера привилегия — сетовать на нулевую возможность нового и терпеть постоянные сравнения с прогрессивной Москвой.

Эта нерадостная перспектива спровоцировала питерских студентов театроведческого факультета СПбГАТИ на частые поездки в Москву. Ребята несколько лет приезжали на «Золотую маску», а московские театроведы, в свою очередь, с интересом посещали спектакли нашего «Балтийского дома»…
Импровизированная программа по «культурному обмену» привела театроведов двух столиц к тесному сотрудничеству. Обнаружив разные подходы к театральному искусству и к науке о театре коллеги из Москвы и Питера — студенты старших курсов театроведческих факультетов СПбГАТИ и РАТИ—ГИТИСа — перешли к решительным действиям и в апреле 2008 года поехали для начала в Ярославль, в котором предварительно нашли театроведческий факультет. Результаты этого путешествия превзошли все ожидания…
В итоге в конце ноября театроведы Москвы, Питера и Ярославля собрались в Александринском театре, который поддержал студенческую инициативу и помог с организацией конференции «Режиссерский театр глазами молодых исследователей», тогда к ним примкнули еще и студенты Харьковского государственного университета искусств им. И. П. Котляревского.
Дальше — больше: весной 2009 года театроведы приехали в Харьков, на конференцию «Рефлексирующий театр. Проблемы диалога сценической практики и ее отражений», где к их дискуссиям присоединились местные актеры и режиссеры. Уже через месяц съезд случился в Москве. Как и подобает, столичная конференция стала самой масштабной, к сообществу присоединился Киев, в программе конференции, тему которой обозначили как «Театр и его границы», были лекции мастеров из ГИТИСа, а также прошла встреча с известным драматургом и режиссером Иваном Вырыпаевым.
Темы этих конференций по традиции достаточно широки — они охватывают самые разные искусства, что позволяет молодым исследователям из смежных с театроведением сфер принимать в них участие.
На сегодняшний день прошло пять конференций, три из которых проведены в Год молодежи, но это чистое совпадение. Впрочем, организаторы конференций претензий к государству не имеют — они за помощью к нему не обращались.
Ключевым понятием в организации театроведческих научнопрактических конференций стало слово «инициатива», которая, как оказалось, может быть не только наказуемой, но и вызывающей живой интерес. В этом случае — интерес практиков театра.
Так, в день открытия второй петербургской конференции «Проблема героя в современном искусстве» состоялся круглый стол практиков и теоретиков театра. Практиков на этот раз представляла режиссерская лаборатория «ON.Театр», организованная продюсерским центром «МИГ». Говорить об итогах этой встречи очень сложно, но можно уверенно прогнозировать дальнейшее сотрудничество сообщества без пяти минут дипломированных критиков с набирающей обороты режиссерской лабораторией.
Комментарии (0)