Р. Нэш. «Продавец дождя».
«Красный факел» (Новосибирск).
Режиссер Александр Зыков
Когда летишь из Москвы в Новосибирск в хорошую погоду ночью, где-то через час по левому борту аэробуса появляются факелы. Их много будет на пути следования. Как языки подземного дракона, пытающегося согреть путников, как огромные путеводные костры для летчиков, они привлекают внимание, не дают заснуть, волшебным образом превращая скучного взрослого в ребенка, верящего в сказку! Мне неизвестна природа этого явления, но в тишине на высоте 10 000 метров яркие знаки манят на свою территорию, невидимую границу которой ты пересекаешь, все дальше уносясь от столицы…
Не знаю, как вы, господа, а я по-прежнему иду в театр за «синей птицей». Я жду в театре зрительского сопереживания героям, атмосферы, созданной согласно драматургии автора, а не по собственным болезненным снам, и, конечно, чуда перевоплощения актера, верящего вместе с режиссером в предлагаемые обстоятельства материала.

«Бей в барабан! И будет тебе счастье! Бить в него можно всякий раз, когда вы оказываетесь в кассе „Красного факела“, поэтому, если вы хотите привлечь к себе в новом году удачу, радость, любовь и достаток (а может быть, и золотой дождь), не стесняйтесь — заходите и бейте в барабан продавца дождя, если сердце просит и если не бить в него вы не можете», — читаю в газете академического драматического театра «Красный факел» по прибытии в сибирскую столицу и думаю: «Да! Чего только не выдумают люди, чтобы продать товар!» А есть ли желающие купить? Отправляюсь в кассу театра на улицу Ленина. Билетов нет! Ни на один спектакль, идущий на большой и малой сценах все новогодние российские каникулы. Это радует и наполняет мое сердце предвкушением чего-то давно забытого из студенческих лет, когда я «стрелял» лишние билетики на подступах к БДТ им. Горького и МХАТа имени того же автора в прошлом веке.
На улице минус 36 — минус 38! Гриппа бояться не стоит. Обалдевшие от застолий сибиряки спешат к входу «Красного факела». 8 января смотрю премьеру: Р. Нэш «Продавец дождя». Постановка главного режиссера Александра Зыкова. Когда-то в московском театре имени Станиславского шел замечательный спектакль Леонида Варпаховского, где Людмила Полякова играла Лиззи, а Владимир Анисько Старбака. История взаимоотношений их персонажей соответствовала имени, которое носит театр на все 100 %! Ах, какой это был водоворот чувств! Как точно и умно работали актеры, как сильно бились сердца в зрительном зале!..
«Сибирский МХАТ», как называли «Красный факел» в середине прошлого века, радует отреставрированным помещением, уютным теплым зрительным залом с удобными креслами, заполненными не случайной, а пришедшей именно в этот театр публикой.

Александр Зыков вместе с художником- постановщиком Олегом Головко создают поэтическое пространство дома семьи Карри, где живут Ной и Джимми, сыновья Карри, Лиззи, его дочь, куда заходит Фил, помощник шерифа, в которого влюблена Лиззи, и где появится Старбак, продавец дождя, который так ждут в городке, погибающем от засухи. История рассказана авторами спектакля внятно, уже это может сегодня считаться большим успехом, ведь молодых выпускников режиссерских факультетов ныне привлекает лишь форма, главное — выразить себя через знаки, представить шоу, даже там, где пьеса явно сопротивляется. О том, чтобы выстроить взаимоотношения героев, и речи нет! Они этого просто не умеют. Тем ценнее для меня работа А. Зыкова, который владеет действенным разбором роли и внимателен к деталям. Актеры в его спектакле не пропускают событий и проживают истории своих персонажей, а не обозначают форму. На этой территории русский психологический театр жив! Елена Жданова играет Лиззи странной смешной девчонкой, обретающей жизненную силу от подарка-обмана Старбака (Павел Поляков), и, глядя на нее, веришь: на обратном пути «в Москву, в Москву!» все небо будет в алмазах. Владимир Лемешонок, мастерски ведя главную партию хозяина дома, очень мудро пропускает на первый план темпераментных Андрея Черных (Ной) и одаренного, но пока чуть более громкого, чем хотелось бы, трогательного Сергея Богомолова (Джимми). Великолепна работа Евгения Терских в роли Фила. В первой же своей немногословной сцене, когда Карри и сыновья приходят звать Фила на ужин, который готовит Лиззи, актеру удается все рассказать о своем персонаже: одинокий волк, жаждущий стать домашним псом. Думаю, без поддержки режиссера в застольный период в этой сцене очень легко скатиться просто в страдание, в котором так комфортно пребывать актерам на сцене в любом спектакле любого режиссера.
Приятен, я думаю, для зрителя и тот факт, что мужчины, играющие в этом спектакле, не вызывают никаких подозрений и остаются мужчинами по сути своей (хотя театр имеет в репертуаре и пьесу Р. Куни «Ночной таксист», и «Примадонн» К. Людвига, где по сюжету мальчишки играют в девчонок, поднимая травестию Александра Калягина в роли тетки Чарлея на недосягаемую высоту). Кривляние и фокусы так надоели! Я — в ожидании дождя, как и герои этого спектакля, как и актеры во главе с Игорем Белозеровым, точно и мощно играющим Шерифа, ожидающие новых ролей — от Александра Зыкова, умеющего вызывать дождь.
Комментарии (0)