14–24 ДЕКАБРЯ 2009 г.
Миновав в прошлом году «полу-юбилейную» дату (15 лет), фестиваль новых театров, новой режиссуры, новой драматургии и театральных инициатив словно взял паузу для раздумья и поиска резервов. «Парад» был, как всегда, продолжителен, количество спектаклей в программе вплотную приближалось к двум десяткам; внушительный состав жюри и долгие обсуждения — все шло обычным порядком. Но все-таки фестиваль в этом году показался менее насыщенным, и художественных удач, по-моему, было меньше, чем раньше. Новые независимые проекты по-прежнему возникают — но не всегда они радуют.

В обширной программе были и детские спектакли, и учебные, и моноработы, и экспериментальные, и традиционные, и даже «коммерческие» (если так можно назвать постановки небольших театров — но сам материал ни о каких иных задачах не свидетельствовал). Были проекты международные. Валерий Зиновьев, руководитель центра искусств «Театральная семья», и муниципальный театр г. Ишкешехир (Турция) для совместной работы выбрали отрывок из романа «И дольше века длится день…» Ч. Айтматова. Совсем небольшой, получасовой спектакль под названием «Манкурт» сыграли турецкие актеры (премьера же состоялась в Турции, там играл и русский состав — в роли Манкурта выступал сам В. Зиновьев).
Другая международная история — моноспектакль «Целлофан», ко-продукция «Интерстудио» и ACE Production (Финляндия). Пьесу Б. Якобсдоттир (Исландия) перевела М. Наймарк (литературная обработка Е. Топильской), причем в русскоязычной версии все заграничные реалии заменены на отечественные, и это отнюдь не вызвало радости узнавания. Кажется, что история европейской женщины, работающей мамы, мечущейся между офисом, детским садом, супермаркетом и супружеской спальней, смотрелась бы органичнее и правдоподобнее… Постановщиком в программке значится постоянный участник «Рождественского парада» Игорь Ларин, но следов серьезной режиссерской работы обнаружить не удалось. Актриса музыкального театра «Зазеркалье» Елена Терновая смело и энергично сражается за внимание зрителей, разыгрывая сценки из жизни женщины современного мегаполиса. Правда, трудно понять, как артистка относится к своей героине — она то откровенно вышучивает эту глуповатую «блондинку», то сочувствует ей, то вообще превращается в саму себя и поет! Подбор вокальных номеров, кажется, связан только лишь с пристрастиями и возможностями певицы, а вовсе не с историей про «целлофан» (надо полагать, это символ псевдоценностей сегодняшней жизни).
Все три моноспектакля фестиваля — работы актрис. «Целлофан» был сыгран на открытии, «Аглая» (Школа драматического искусства, Москва) завершила «Парад». Интересной заявкой стал и «Триумф Лени Рифеншталь» в постановке Марии Александровой — моноспектакль актрисы МДТ Елены Калининой (только в финале на несколько минут появляется партнер). Короткий спектакль, текст которого основан на мемуарах Рифеншталь, любимого режиссера Гитлера, не претендует на всестороннее исследование непростой жизни и противоречивого творчества знаменитой женщины ХХ века. Сила воздействия этой не вполне еще сформировавшейся постановки — в яростной исповедальности монолога Калининой, в драматизме и страстности ее существования на сцене. В «Аглае» (моноспектакль Ольги Хоревой по пьесе Клима), напротив, была предпринята попытка избежать исповедальности — эмоциональный накал достигался совсем иначе. Молодая артистка, понимая особенности выбранного материала, решила довериться драматургу: очистить произносимый текст от психологических мотивировок, превратить его в некий ритмизованный «поток» слов, создать иллюзию «подключения» к чужой мысли… правда, в какой-то момент формальный прием начинал заслонять смысл. Тем не менее этот вариант «Аглаи», продуманный, ясный, лишенный всякой сентиментальности, чисто и грамотно исполненный (потенциал актрисы очевиден!), вызвал заслуженный интерес публики.
Большинство спектаклей «Рождественского парада» — камерные. Даже когда в пьесе много персонажей, театры создают собственную композицию, в которой действуют, например, двое главных героев (как в спектакле «Король Убю» Театральной лаборатории п/р Вадима Максимова). Театр из Вологды, который так и называется — Камерный, показал спектакль «Классика. ru»: в сочиненной режиссером Яковом Рубиным инсценировке соединены Лесков и Достоевский, «Воительница» и «Белые ночи», а персонажей только трое: Мечтатель, Настенька и лесковская Домна Платоновна. Претенциозное название не отражает стиля спектакля: это интеллигентная, умная работа, в которой сочетаются оригинальность замысла и изящество воплощения. Мечтатель в исполнении молодого способного актера (кстати, приглашенного из любительского коллектива) Александра Сергеенко ведет лихорадочные, нервные диалоги с Настенькой (Елена Смирнова), встреченной им на ночных улицах Петербурга, и слушает бесконечные рассказы своей квартирной хозяйки (колоритную героиню Лескова сильно, глубоко играет известная вологодская актриса Ирина Джапакова). Сюжетно и тематически два произведения, как ни странно, сопрягаются (параллельно, на разном материале разрабатывается тема жертвенной женской любви, противостояния идеала и действительности), но сценически не уравнены два способа существования актеров: традиционная манера психологического реализма опытной Джапаковой смотрится выигрышнее, чем дерганая, как бы «современная» игра молодых.
Иной — поверхностный и потребительский — подход к классике представил театр «Камерная сцена» из Самары. Спектаклю «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» как раз подошло бы название — сетевой адрес (только, может быть, не точка.ру, а точка.уа — потому что речь в этом пошловатом комиксе о сложностях между Украиной и Россией).
Два спектакля для детей, показанные на «Рождественском параде», созданы в театрах, уже давно участвующих в самых разных российских и международных фестивалях. У Новгородского театра «Малый» есть и свой фестиваль — «Царь-сказка», который собирает все лучшее, что делается в мире для маленьких зрителей. Руководитель театра, режиссер Надежда Алексеева, как всегда, идет к знакомому, хрестоматийному тексту необычным путем: в ее интерпретации «Кот, который гулял сам по себе» становится историей о вечном конфликте внутри человека, разрывающегося между домом (уютом, покоем, комфортом) — и дорогой (синоним свободы). Спектакль «Ваня Датский» режиссера Павла Курочкина («Ведогонь-театр», г. Зеленоград), наоборот, не порывает с традицией, а наследует ей, используя неиссякаемый фольклорный источник. Сказ Б. Шергина разыгрывается двумя необыкновенно обаятельными актерами — Натальей Табачковой и Вячеславом Семеиным (см. «ПТЖ» № 56).
Одной из самых интересных работ стала экспериментальная постановка независимого петербургского театра «Lusores» по непривычному для сцены материалу — духовным стихам, текстам калик перехожих. «Два Лазаря» — пример спектакля, ради которого, как представляется, и задумывался фестиваль «Рождественский парад», — странный, вызывающе бедный театр, требующий сотворчества зрителя, работы воображения и мысли. Именно такие опыты, создатели которых ищут и идут на художественный риск, и стоит поддерживать! Александр Савчук был награжден на фестивале дипломом за лучшую режиссуру.
Хотя «Парад» ставит одной из своих задач выявление новой драматургии, современных пьес было не так уж много — и, кроме «Целлофана», они достаточно известны. Молодежный театр им. М. Карима (Башкортостан) показал «Близость» П. Марбера; прошлогодний лауреат петербургский театр «За Черной речкой» — «Остров. Чайки. Три кота» по М. МакДонаху (черная комедия «Лейтенант с острова Инишмор»). Новой для зрителей стала пьеса «После Чехова» современного ирландского драматурга Б. Фрила, замечательно переведенная Галиной Коваленко. Автор сочинил своеобразное продолжение двух чеховских драм: в его истории через двадцать лет после известных нам событий встречаются Андрей Прозоров из «Трех сестер» и Соня из «Дяди Вани». Случайная встреча двух уже немолодых, одиноких и никому не нужных людей дает им шанс на новые отношения, надежду на душевную близость. Но, как и у Чехова, мечты не сбываются, возможности упущены… Спектакль поставлен Людмилой Манониной — студенткой 5 курса СПбГАТИ (мастерская Г. М. Козлова), а главных героев сыграли Лариса Щипило и Валерий Зиновьев. Подробный разбор все душевных обстоятельств, выстраивание прихотливой и при этом внятной линии психологического действия, исследование внутренней жизни персонажей — владеющая этими умениями режиссер продемонстрировала сильные стороны школы Козлова. Удивительный актерский дуэт этого спектакля — одна из самых крупных удач фестиваля, а Андрея в исполнении В. Зиновьева можно назвать по-настоящему чеховским героем.
Еще два студенческих спектакля были показаны на фестивале: это «В Рождество все немного волхвы…» мастерской Р. Р. Кудашова (см. статью на с. 172 этого номера) и «Возвращение. Четыре сцены из жизни Льва Николаевича Мышкина» мастерской Г. М. Козлова. Об этом спектакле, признанном победителем «Рождественского парада-2009», читайте в № 56 «ПТЖ».
Комментарии (0)