Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ЛИНЭНА

М. МакДонах. «Королева красоты».
Театр им. Ленсовета. Режиссер Антон Коваленко

Около двух лет назад состоялась премьера — мы дружно посмотрели, единодушно разругали и благополучно вычеркнули этот спектакль из памяти. Даже если теперь и говорим о нем с читателями и коллегами — мало ли, вдруг! — то непременно со снисходительной гримаской: мол, есть такой неудачный опыт, да… хорошим знакомым не посоветуешь. Хотите в Лен совета — только не на «Королеву». Там вместо сценографии — вешалки со шмотьем, вместо ожидаемой «жести» — вялая мелодрамка, и вообще, все самодеятельность, такой же фальшак, как холодная сковородка, прижатая к руке актрисы Елены Маркиной (даже она, признанный мастер «черного комизма», и то не спасла!). Провинциально как-то, вне жанра, никакой режиссерской определенности — «картинки каждодневного быта» в отсутствие бытовой среды… ну, и так далее. Авторы немногочисленных рецензий, появившихся после первых показов, безжалостны к Антону Коваленко, и, скажу честно, я готова была тогда подписаться под каждым резким словом. И свои пять копеек добавляла: «Коваленко… он с МакДонахом — как барышня и хулиган, сам заигрывает — и сам же боится…». Ну, в конце концов, обжегся парень — с кем не бывает? Приедет из Перми Театр «У Моста» — посмотрим удачную «Королеву»…

Однако, прошу прощения за банальность, театр иногда преподносит удивительные сюрпризы.

Так получилось, что мне пришлось «вновь посетить» спектакль — как раз по настоянию хороших знакомых, желавших (после восторженного просмотра фильма «Залечь на дно в Брюгге») увидеть «какого угодно, но МакДонаха» и отмахнувшихся от моих настойчивых уговоров выбрать другой театр. Заранее готовясь огрызаться («Я предупреждала! Сами виноваты!»), после третьего звонка я вперила взгляд в осветившуюся сцену… и скептический настрой вдруг начал таять, как снежинка на ладони. Не знаю до сих пор, чем объяснить такое чудо, — но спектакль как будто ожил, задышал, зашевелился, засверкал какими-то на редкость солнечными красками. Нет, все на месте: вешалки, нелепый псевдолирический саундтрек, аляповатые костюмы… даже пресловутая сковородка осталась холодной. Но актерское исполнение!

С. Письмиченко (Морин).
Фото Э. Зинатуллина

С. Письмиченко (Морин). Фото Э. Зинатуллина

Поразительно.

Светлана Письмиченко как будто избавилась от чего-то лишнего, приобретя взамен четкое понимание роли. То ли выйдя за все намеченные режиссером рамки, то ли, напротив, поняв замысел Коваленко и крепко ухватившись за него, она теперь играет совсем иначе. Ее игра — на премьере нервная, растерянная, «рваная» — сделалась уверенной и свободной, без ложного пафоса и глицериновых рыданий. История Морин стала простой и страшной; конечно же, не такой, как написано у драматурга, — но зато (по выражению моих хороших знакомых) очень «человеческой»… О том, как жизнь ставит женщину перед диким, неестественным выбором между двумя равноценными видами любви. И о том, что выбор этот делать нельзя — ибо он чреват лишь безумием. О том, что вообще любить — безумие… (очевидно, насколько помогла актрисе работа с Г. Тростянецким над более поздней ролью Шен Де — Шой Да в «Добром человеке из Сычуани»!). И какой теперь дуэт сложился с Е. Маркиной — давно не приходилось видеть такого слаженного партнерства…

Лихорадочно шарю в сумочке в поисках блокнота, который оставила дома. Кто бы мог подумать?!

Ну да, опять изуродовали, «психологизировали» бедного автора, приписали его персонажам чуждые им мотивировки, исказили специфичный юмор своей неуместной теплотой… Может быть, напрасно, — зато теперь то, что выглядело на премьере неуклюжим блужданием в потемках текста, наконец обрело смысл. И, кстати, жанровую определенность: раньше была именно что «история без антракта» (так указано в программке), спектакль «вообще»; теперь же мы с полным правом можем называть «Королеву» старым добрым термином «трагикомедия»…

Артисты успокоились, прошел премьерный мандраж? Исполнительница главной роли стремительно «набирает» в мастерстве? В любом случае — спасибо хорошим знакомым. А то могла бы и не увидеть…

Февраль 2010 г.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.