Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

О спектакле

Спектакль А. Крикливого — ожившая во всей своей физической, душевной и духовной тяжести страшная и трагическая наша История. В нем даже атмосфера как отсутствие воздуха, как и сам страшный послевоенный город-руина с обугленными остовами и провалами разбомбленных домов, — свидетельство эры тотального насилия. Люди в этом пораженном насилием, обесчеловеченном городестране разделены на палачей и жертв, охранников и охраняемых, но между ними нет изначальной непроходимой границы.

Спектакль — урок напряженного, ищущего суть и смысл мышления и «кубический кусок горячей, дымящейся совести» (Б. Пастернак). Жертвы физического и духовного насилия — не только потенциальные и реальные палачи. А палачи по долгу службы и даже по убеждению — не только патологические убийцы, одержимые жаждой насилия злодеи. В «грязном», холодном, сиротском мире спектакля появляются островки тепла, душевной чистоты, неловкой нежности, хрупкой, но такой необходимой общности. Среди подвального мрака развалин — островки света. От бескорыстия, самоотверженности, доброты. Персонажи «Искупления» — не герои. Они просто сберегают в себе человеческое и делятся им с ближними.

«Искупление» пронизано открытыми и скрытыми вопросами и спорами о том, как жить (и вообще можно ли жить) после страшного духовно-душевного опустошения, принесенного войной, оккупацией, Холокостом, ГУЛАГом? Можно ли после невообразимого, запредельного трагического опыта верить в ключевые ценности человечества? Главные философствующие герои спектакля: Август (нервический, надрывный Е. Уланов), профессор (проповеднически-страстный М. Окунев) и дворник Франя (лирически-пронзительный О. Теплоухов) — практически, бытийственно проходят страшный путь познания — извлекают из мерзлой выгребной ямы останки зверски убитой семьи Августа. Соединение современного духовного опыта и интеллекта, вечных, имеющих непреходящий смысл библейских образов и личностной, прошедшей через собственное психосоматическое существо причастности персонажей к кошмару и горю совершенных преступлений дает образно-смысловую ткань почти космического масштаба и невероятной степени идейного накала, умственного и эмоционального напряжения.

Лев ЗАКС
Февраль 2017 г.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.