Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

НАУЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

ГОВОРЯЩЕЕ ТЕЛО

«Невесомость». Научный театр «Maailmanloppu».
Режиссер Александра Абакшина, драматург Алина Шклярская

Об этом знает лишь небольшой круг посвященных, но в Петербурге появился научный театр «Maailmanloppu», что в переводе с финского означает — конец света. Создали его режиссер Александра Абакшина, выпускница магистратуры РГИСИ и Александринского театра, и драматург Алина Шклярская. На счету всплывающего то тут, то там научного театра спектакль «Невесомость» и work-inprogress «Обрезание бескрайней плоти», оба они используют театр как способ исследования, но, кажется, в «Невесомости» — это действительно работает.

Можно сказать, что спектакль «Невесомость» — практическая часть магистерской диссертации, то есть проверка на практике собственных теоретических выкладок, или что автор диссертации сам себе создает объект исследования за неимением других, но оба эти утверждения будут не точны. Потому что, как мне кажется, «Невесомость» — это и есть способ исследования, а предмет исследования — трансгендерное тело и его театральный потенциал.

«Невесомость» — отчасти документальный спектакль. В нем есть текст, который можно читать на экране или же слушать в исполнении героев, также отчасти — это спектакль «свидетельский». В нем нет профессиональных драматических артистов, разыгрывающих чужие документальные монологи. На сцене пять героев, и все так или иначе имеют отношение к теме трансгендерности. Шестой герой спектакля, профессор Иллинойского университета Дейдра Маклосски, совершившая трансгендерный переход в 54 года, возникает на экране в небольших записанных фрагментах из скайп-конференции.

«Невесомость». Сцена из спектакля. Фото А. Пистолетовой

Все эти герои находятся в разных отношениях с собственным телом и гендером. Кто-то из них ощущает себя бигендером и поочередно исполняет то мужскую, то женскую роль, кто-то совершил переход и счастлив в своей мужской/женской роли. Герои, находящиеся на сцене, рассказывают, как совершали переход или как объясняли детям, родителям, коллегам по работе свое предстоящее изменение, иногда это их история, а иногда чужая, кто-то читает с листа, кто-то разыгрывает текст, а кто-то рассказывает. Никакого единого способа существования. Травести-артист Гриша, он же дива Мона Пиперони, читает также цитаты из Дейдры Маклосски, Жиля Делеза, «Гамлета», без стеснения представляясь: «Я — Жиль Делез», «Я — Дейдра Маклосски»… Гриша в спектакле как будто балансирует между мужской и женской ролью, он на каблуках, на лице его косметика, но отсутствуют парик и платье, в театральной терминологии можно было бы сказать, что он исполняет женщину, но с некоторым остранением. В отличие от его визави и коллеги Коля/Николь, который тоже бигендер и травести-артист, присваивает свою роль в гораздо большей степени. Правда, оба они существуют эксцентрически. Катя же и Дима, выбравшие один желанный гендер, осуществляют его по-другому. Алена исполняет не только гендер, ее роль — идеальное тело, идеальное вне гендерных стеретипов, как бы надгендерное.

В сущности, для зрителя «Невесомость» — посвящение в перформативную теорию гендера. Трансгендерное тело — это тотальный театр, зритель получает перформативную теорию как реальный опыт. Ты действительно видишь не только как Гриша и Коля исполняют своих женщин, но и как совершившие трансгендерный переход Дима и Катя и их тела выполняют эту задачу, а также как Алена исполняет роль Андрогина.

«Невесомость». Сцена из спектакля. Фото А. Пистолетовой

В спектакле достаточно гендерной теории, философии, в тексте достаточно метафор, связывающих гендер и театр. Но когда смотришь его в первый раз, ты читаешь только тела, они для тебя главные носители информации. Поэтому «Невесомость» для меня неожиданно оказалась опытом понимания не только перформативной природы гендера, но и, например, теории медиа Маршалла Маклюэна1. Маклюэн пишет, что средство массовой информации, даже самое простое, например электрическая лампочка, само по себе, помимо того, что вы пытаетесь с его помощью передать, изначально и есть послание. Трансгендерное тело — то средство массовой информации, которое передает послание такой насыщенности, что жанр, заданный создателями, — «документальное чтение тел» — совершенно не кажется метафорой. Маскулинность, фемининность, андрогинность, переливающиеся и смешивающиеся, отрицающие друг друга и тут же соединяющиеся нераздельно, выбивают тебя из уютной бинарной определенности.

«Невесомость» — спектакль, который полезно пересматривать, он накапливается в организме, как химическое вещество. И если на первом спектакле Гришина просьба «Поднимите руки цисгендерные2 люди» не вызывала во мне сомнений, то ко второму — такая уверенность испарилась, потому что (как я раньше об этом не подумала) если любое тело исполняет гендер, соответствует он полу или нет, представляет, обозначает или перевоплощается, хорошо исполняет или из рук вон плохо, всегда или временами для разнообразия оно все-таки берется и за другой гендер. В общем, если речь идет о роли — то какая вообще здесь может быть определенность.

«Невесомость». Сцена из спектакля. Фото А. Пистолетовой

В современной науке о восприятии есть понятие «когнитивной легкости». Чтобы нам что-то понравилось, например картина или спектакль, там должен быть значительный процент знакомого, уже виденного, а оттого безопасного. «Невесомость», конечно, из тех спектаклей, что не нравятся, никакой тебе когнитивной легкости, только кричащие тела, бегущие на экране тексты, незнакомые понятия, неудобные вопросы. Кажется, что действительно не сидишь на стуле, а болтаешься в пространстве без гравитации. Потому, может, на обсуждениях спектакля зрители отчаянно вопрошают: «Какая основная идея? Пожалуйста, скажите, в чем смысл, назовите главную идею!»

Март 2017 г.

1 Маршалл Маклюэн (1911—1980)— канадский философ, филолог, литературный критик. Получил широкую известность как исследователь воздействия электрических и электронных средств коммуникации на человека и общество. Книга Маршалла Маклюэна «Понимание Медиа» стала одним из первых исследований в области экологии средств массовой информации. По мнению Маклюэна, средства массовой информации должны стать объектами исследования сами по себе, вне зависимости от их содержания (контента). Основная идея заключается в том, что средство коммуникации влияет на человека и общество само по себе.
2 Люди, гендер которых соответствует их биологическому полу.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.