Если в поисковой системе «Яндекс» набрать «форум-театр», то большинство ссылок адресуют вас к ресурсам по психологии, к статьям педагогов и воспитателей. Технология форум-театра и правда похожа на различные адаптивные инструменты, применяемые в социальных практиках. И тем не менее пропагандисты форум-театра в России подчеркивают, что речь идет именно о театральной технологии, о некоем явлении на стыке сценического действия и социального проекта. Впрочем, здесь нет противоречия — социальная ответственность искусства, театр как общественный институт, плотно интегрированный в социум, театр как средство налаживания коммуникаций между социальными стратами — эти формулировки характеризуют сегодня одну из основных тенденций, свойственных в последние годы не только европейскому, но уже и отечественному театру. Несмотря на сопротивление инертной системы государственных репертуарных театров, само противопоставление социального проекта высокому искусству в восприятии театралов становится все более абсурдным. Достаточно вспомнить спектакль-лауреат «Золотой маски» «Отдаленная близость» Андрея Афонина или «Язык птиц» Бориса Павловича в БДТ.
Форум-театр придумал Аугусто Боаль, бразильский режиссер, педагог, теоретик и политический активист XX века. Его основные работы на русский язык, к сожалению, до сих пор не переведены, но театральная группа «Вместе» из Санкт-Петербурга, осуществляющая проект «Боаль в России» (Ада Мухина и Маша Колосова) ищет финансирование на перевод и издание. Пока же группы, существующие в разных городах России, в Москве, в Ростове-наДону, в Грозном и т. д., руководствуются английской версией и местной спецификой.
Форум-театр, его проблематика и даже эстетика действительно крепко связаны с окружающей действительностью — с традициями и законодательством, с нормами, регулирующими отношения в том или ином социуме. Ситуация с правами человека, с положением женщины в социальной иерархии и в семье, школьная система, религиозное присутствие в повседневной жизни — все это формирует повестку, определяющую драматургию форум-театра.
Если коротко, то спектакль форум-театра — это дискуссия в форме сценической игры с активным участием зрителя. Пьеса посвящена какой-то конкретной проблеме, связанной с подавлением, — насилие в семье, унижение в коллективе, произвол начальства. Проблема всегда персонализирована — в пьесе есть протагонист, стремящийся к определенной цели (угнетаемый), антагонист (угнетатель) и второстепенные персонажи, как-то влияющие на ситуацию. Ситуация, разыгрываемая на сцене, всегда заканчивается поражением, а дальше в игру вступают зрители. С помощью модератора (в терминологии форум-театра — Джокер) зрители обсуждают увиденное и предлагают иные стратегии поведения протагониста, которые могли бы, по их мнению, привести его к желаемому результату. Стратегия не проговаривается, а проигрывается: пьесу играют снова с любого места, выбранного зрителем, а тот, занимая место актера, исполняющего роль протагониста, отыгрывает свою версию («интервенция»).
Активисты форум-театра подчеркивают — форум-театр не психодрама: во-первых, он работает не с внутренними противоречиями, не с личностными кризисами, а с внешними конфликтами, с проблемами, обусловленными социально и политически, а во-вторых — форум-театр не решает проблему, не подсказывает выход, лишь выстраивает дистанцию (что в принципе свойственно искусству) и расширяет мышление, сбивая его со стереотипов и избавляя от автоматизма. По сути, предлагает иной ракурс взгляда на реальность.
Важно еще понимать, что корни теории «Театра угнетенных» — в политической активности Аугусто Боаля, в его стремлении делать искусство, способное изменить мир. Боаль увлекался Марксом, состоял в «левых» кружках, изучал театр, в том числе Станиславского и Брехта, в Америке, занимался пропагандистским театром в Бразилии. Его «Театр угнетенных», форум-театр, родился из идеи соединить искусство с активизмом, из идеи активного зрителя и действенного диалога, из отказа от элитарности и деспотичности театра, склонного к дидактическому навязыванию идей. Форум-театр — горизонтальное явление, предлагающее совместную игру как способ освобождения, выработки общей энергии для преобразования мира, для преодоления нормированной реальности.
Семинар в подмосковной Рузе в декабре 2016го, организованный театральным проектом «Вместе» при поддержке СТД и руководителей фестиваля Любимовка, проводил Кристоф Лёйхт, один из основателей группы форум-театра «Куринга» в Берлине, а также Ада Мухина и Маша Колосова. Занятия длились три дня, включали в себя различные тренинги, теоретический ликбез и практические пробы: в финале участники, разделившиеся на три группы, показали три сценки на тему угнетения и насилия. Рассказывая об эстетике, методиках, драматургии форум-театра, ведущие подчеркивали, что группы, раскиданные по всему миру, отличаются друг от друга не только тематическим фокусом, но и методологией. Лёйхт, чьи европейские группы исследуют в первую очередь гендерные проблемы и феномен маскулинности, требует от участников, от будущих и потенциальных создателей форум-спектаклей внимания к телу, к пластическим средствам выразительности. Лёйхт рассказывал о чувственной стороне мышления, об «умном» теле, способном найти выход из затруднительной ситуации или подать тревожный знак быстрее, точнее, чем делает это наш речевой аппарат.
Много времени было отведено тренингу — упражнениям, описанным в книгах Боаля и тем, которые использует в своей практике «Куринга». Большинство предложенных техник направлены на раскрепощение группы, на импровизацию, на взаимодействие и доверие: участники искали свой звук, свой жест, свой ритм, учились существовать в предложенной кем-то пластической картине. Часть упражнений касалась главной темы форум-театра — участники на себе должны были почувствовать состояние подчинения, зависимости: например, двигаться в пространстве с закрытыми глазами, ориентируясь только на голос или на прикосновения партнера. Абстрактные задания, от простого к сложному, постепенно подводили к сути форум-театра: одно из заданий требовало от участников вспомнить случай угнетения из недавнего прошлого, представить себя на месте угнетателя и попробовать воздействовать — взглядом, жестами, словами — на партнера. Форум-театр и правда предлагает попробовать понять угнетателя — конечно, не с целью оправдания, а с тем, чтобы прояснить ситуацию, найти «слабые места», наметить пути выхода из столкновения и увидеть картину в целом. Увидеть ситуацию подавления — не как частный случай, а как цепочку насилия, как систему.
Работая с технологией форум-театра, конечно, не избежать открытий, в том числе и неприятных — было заметно, как участники ищут примеры насилия на стороне, опасаясь вступать в зону личного, интимного опыта. С другой стороны, стрессовая ситуация (стресс неизбежен, несмотря на игровую условность) позволяет нащупать и сформулировать собственную мотивацию в борьбе, которая оказывается объективной, насущной и близкой для широкого круга людей, а не просто корыстным интересом.
На семинаре в Рузе Кристоф Лёйхт помогал участникам нащупать главные очаги подавления, общественные зоны, в которых, по общим ощущениям, не все в порядке. Разбившись на группы, слушатели семинара (среди них были драматурги, продюсеры, активисты, волонтеры, актеры, преподаватели и пр.) сделали несколько «живых картин» на тему насилия — оказалось, что в большей степени нас волнуют гендерные проблемы, насилие со стороны СМИ и превращение человека в товар. В течение последнего дня готовили мини-спектакли, каждый из которых основывался на личной, или собирательной, или гипотетической истории: дочь, сочувствующая событиям на Майдане, ссорилась с матерью, доверяющей российскому телевидению; девушка, переехавшая к малознакомому приятелю по соцсетям на время, оказывалась жертвой домогательств; независимый эксперт принимал несамостоятельное решение под давлением заинтересованных чиновников. Каждый из показов, включавших в себя не только проговаривание проблемы, но и условные мизансцены, и пластическую, где закрепленную, где импровизированную, партитуру, сопровождался «интервенциями»: зрители из других команд предлагали свои пути решения, замещая на время протагониста. Что касается моей истории, могу сказать, что некоторые из предложенных мне стратегий попросту не приходили раньше в голову.
Опыт форум-театра оказался достаточно болезненным — стало очевидным, что техника, кажущаяся прозрачной и даже несложной, таит в себе опасности: вышедшая из-под контроля модератора дискуссия, может, например, превратится в обструкцию протагониста, в пресловутое «сам виноват», а обсуждение конкретной ситуации — в морально-оценочную демагогию. Форум-театр как социальная театральная технология требует, конечно, и ответственности, и знаний, и, в общем, таланта. Но в первую очередь — это очевидная неисчерпанная возможность для искусства инициировать диалог в условиях общественного раздражения и разобщения, добраться опосредованными путями до тех узких зон, куда не проникают просветительство и соцслужбы.
Анна БАНАСЮКЕВИЧ
Март 2017 г.
Комментарии (0)