Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ

Софокл. «Царь Эдип». Театр им. Е. Вахтангова.
Режиссер Римас Туминас, художник Адомас Яцовскис

Признаться, плотность восторга в рецензиях на этот спектакль — и минимум критики даже от записных московских острословов — обескуражили. Но мне прочтение трагедии, так вдохновившее коллег, кажется обидно уплощенным. Может, дело в том, что спектакль видели один раз, тем более в гастрольных условиях — в Александринке. Вот уж пространственная амплитуда удивляет: играть в Эпидавре (там состоялась премьера российско-греческой постановки), заполняя энергией чашу амфитеатра, и быть «замкнутым» в сцене-коробке — это для актера ситуации полярные. Родное для «вахтанговцев» пространство — тоже многоярусный театр и «коробка», но у Карло Росси эта модель сцены доведена до идеала.

Спектакль срезонировал с историей Александринки, и даже вспомнилась эпоха, когда этот театр еще не был построен, когда русская сцена осваивала трагедию в русле сентиментализма и «Озеров невольны дани народных слез, рукоплесканий с младой Семеновой делил». Хотя у Туминаса звучит перевод Сергея Шервинского, в игре актеров будто отзывался озеровский стих: «Постой, дочь нежная преступнаго отца, / Опора слабая несчастнаго слепца!»

А. Антонаки, Г. Митропулу (Дочери Эдипа). Фото В. Луповского

Теодорос Терзопулос, ставивший эту же пьесу в Александринке лет десять назад, призывал актеров «играть для Диониса», мысленно обращаясь поверх последнего яруса. Туминас, как известно, говорил артистам на репетициях: «Играйте для ангелов». Мистерией спектакль точно не назовешь, но сострадание к героям более чем ощутимо. Актеры играют, своих героев «жалеючи». Странный персонаж «воин» — Павел Юдин на то и придуман театром, чтобы безмолвно и развернуто сострадать злоключеньям царя Эдипа.

У Виктора Добронравова — Эдипа убедительней всего начальная стадия сценического пути героя, когда это самоуверенный франтоватый мужчина в расцвете лет. Сложнее, когда раскручивается механизм трагедии и Эдип начинает расследование: Добронравов надрывно чеканит стихи, сверкает глазами, но напряжение транслирует разве что мышечное — никак не трагическое.

У Терзопулоса актриса на роль Иокасты была вдвое моложе актера на заглавную роль: в стремлении воплотить архетипическую суть персонажей возраст значения не имел, и актеры были скрыты гримом, как масками. У Туминаса возрастная дистанция — данность, которую не получается игнорировать. Людмила Максакова лучше остальных чувствует условность и обобщенность древней трагедии. Иокаста держит себя гранд-дамой, ее изумительные вечерние платья не режут глаз, поскольку совпадают с концертной манерой исполнения Максаковой. Вот она, устремив взор куда-то «туда», поверх партнеров, декламирует строфы, растерянный Эдип крепко прижимается к матери-жене. Но если он годится ей во внуки, невольно спрашиваешь себя: а что движет этим Эдипом? Искренняя любовь к героине, страсть, или самообман, или инфантильное желание укрыться под ее сильным крылом?.. Кажется, вопрос открытый не только для зала, но и для актера.

Сцена из спектакля. Фото В. Луповского

Герои здесь — обыкновенные люди со своими слабостями, воплощенные не как маски или архетипы, а как характеры. «Заземленные» и с попыткой психологического оправдания. Даже слепой прорицатель Тиресий, сыгранный Евгением Князевым театрально и сочно, мало похож на медиума меж мирами, хотя одна из зрительниц и прошептала: «Вольф Мессинг!»

Хор также не претендует на что-то «космогоническое». Предполагалось, что по завершении перекрестного Года культуры Греции — России греческих хористов заменят российские; однако режиссер попросил найти возможность обойтись без этой замены. У греческих актеров насыщенный график, и в Москве «Царь Эдип» будет идти довольно редко. Но в чем уникальность техники греков и почему без них спектакль понесет непоправимую потерю — непонятно. Фиванские старейшины здесь — горстка растерянных джентльменов, функция которых — укрупнять состояния страха и ужаса, переживаемые основными героями.

Сцена из спектакля. Фото В. Луповского

Режиссер явно добивался иронического остранения. Иначе зачем назначать на роль Зевсова жреца комического и характерного Евгения Косырева, который похож на русского батюшку с полотен передвижников? Местами иронична и музыка Фаустаса Латенаса. Но при всей ироничности внешнего рисунка от актерского исполнения в целом веяло напыщенной патетикой. Переключения от иронии и лиричности к трагическому напряжению были намечены, но не воплощены.

Право, странно читать о потрясении, которое вызывает сценография Адомаса Яцовскиса: и само суровое разреженное пространство, и гигантская труба — надо же, махина рока! С первых минут понятно, что потом труба тронется с места и как бы закатает всех в асфальт, поэтому, когда она на самом деле приходит в движение, это уже не воздействует. В сценографии задан конфликт Человека и Судьбы. Но актеры, за исключением разве что Максаковой, играют «сшибку характеров», по внутреннему масштабу мелковатых на фоне величественного пространства.

Сцена из спектакля. Фото В. Луповского

В финале герой Добронравова, уже выколовший себе глаза, появляется в черных круглых очочках и с саксофоном — до этого игра на нем «проговаривала» движения души Эдипа. Инфантильный Эдип, повзрослев после прозрения правды, начинает свой страннический путь слепым музыкантом. И эта «сострадательная» ассоциация вполне в духе спектакля… Но мне попытка Туминаса увидеть масштаб и красоту «обыкновенного» человека, «чаплинского» человека в том же «Дяде Ване» (вот где ощущалось робкое, но стоическое сопротивление Судьбе!) куда более дорога, чем сострадательный взгляд на «полубогов» Софокла.

Евгений АВРАМЕНКО
Январь 2017 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.