Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

ЛАВКА ПИСАТЕЛЕЙ

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЕАТР НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ ВРЕМЕН

Велиев А. Азербайджанский театр начала XXI века: Организационные проблемы современного азербайджанского национального театра. Баку: «Tаhsil», 2016.

К началу Третьей Международной театральной конференции в ноябре 2016 года в Баку вышла книга, которая стала для ее участников подарком и источником ценной информации о многолетнем практическом опыте Азербайджана в сфере театрального искусства.

Она написана заместителем министра культуры и туризма Адалятом Велиевым, который знает о театральном процессе в стране не понаслышке. Он начал изучать театральное дело еще в юности, его профессиональное становление начиналось в стенах Национального театра драмы. Сегодня за плечами А. Велиева, искусствоведа, заслуженного деятеля искусств АР, профессора, автора многих книг и статей о театральном процессе в стране (период становления после распада СССР), — громадный практический опыт и научные труды. Пройдя путь от простого монтировщика до заместителя министра культуры и туризма, автор накопил грандиозный практический опыт, позволивший ему создать книгу, которая по аналитической, информационной, исследовательской направленности будет одинаково интересна и теоретикам, и практикам театра. В особенности — студентам творческих вузов: театроведам, искусствоведам, продюсерам. Ее содержание — это прекрасно поданный и обобщенный материал, подкрепленный схемами, таблицами, статистическими данными о профессиональной театральной сети СССР 1988–1998 годов; аналитические исследования театрального процесса переходного и периода становления Республики, сравнительные данные по количеству вечерних и дневных спектаклей, сравнительные данные по сбору средств от спектаклей, средних расходах на одну театральную постановку и т. д.

Не менее интересны схематические выкладки автора по следующим направлениям театрального производства:

— общая структура некоммерческой театральной модели;
— должностная структура продюсера в коммерческом театре;
— структура режиссерских должностей при подготовке спектакля;
— театральная модель с разнородной (синтетической) структурой.

Автор, анализируя период становления театрального дела в стране, размышляет о востребованности театра в XXI веке: его целях, задачах, репертуарных интересах. Это попытка переосмыслить те изменения, которые вместе с экономическими преобразованиями в стране коснулись и театрального процесса.

Ученый отслеживает, как азербайджанский театр, не отрекаясь от исторического опыта развития, изучает практический опыт современного российского театра, с которым у него много точек соприкосновения и сходных постсоветских проблем. Автором тщательно исследованы позиции современного азербайджанского театра в правовых и организационных аспектах, вопросы маркетинга и продюсерского дела; особое внимание уделено материально-технической базе театра, производству и эксплуатации спектакля.

Интерес для специалистов и студентов представляет глава, в которой автор исследует схему моделей организации театрального процесса в театрах Западной Европы и Америки и то, чем с практической точки зрения для современного постсоветского театра может быть интересен и полезен такой опыт.

С позиций ученого-теоретика и практика автор рассматривает вопрос о возможности реального преобразовании театра в условиях рыночной экономики. В этой связи для сравнения предложен вариант опыта мирового театра, который расценивается как «практическая модель компромисса между рыночной экономикой и культурным строительством».

Вопрос о возможности развития в стране продюсерского театра рассматривается в книге как альтернативный вариант уже имеющейся модели государственного театра.

Книга иллюстрирована фотографиями современных театров г. Баку, сопровождающимися короткими информационными блоками об истории каждого из них. Она состоит из трех объемных глав, включающих 5–6 подглавок каждая; содержит подбор нормативных документов по вопросам театра, отражающих позицию государства по отношению к развитию театрального дела в стране.

Валентина РЕЗНИКОВА
Март 2017 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.