«Большое путешествие маленькой Елочки».
Фантазия по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Ель».
Большой театр кукол.
Режиссер Руслан Кудашов,
художники Андрей Запорожский и Алевтина Торик
«Ель». Молодежный центр театрального
и киноискусства.
Инсценировка и постановка
Екатерины Гороховской, Дмитрия Егорова,
художник Фемистокл Атмадзас
Праздничные новогодние представления чаще всего именуются халтурой. Так вот, пусть отныне станет стыдно всем деятелям театра, кто позволяет себе относиться к новогодней елке недобросовестно! В Петербурге под Новый, 2009-й год вышли две премьеры по рождественской сказке Г.-Х. Андерсена «Ель».
Спектакль БТК, как и «положено» на новогоднем утреннике, предваряет интермедия в фойе, но у Руслана Кудашова она неразрывно связана со спектаклем. «Большое путешествие маленькой Елочки» на сцене разыграют зайцы, водившие хоровод со зрителями до входа в зал.
Разве можно удивить зайцами современного зрителя? Оказывается, можно. Зайцы — артисты. Точнее, две конкурирующие труппы. «Странствующий театр Магических превращений» — четыре ушастых зверя. У каждого оригинальное имя: Голова, Нострадамус, Щасвсебудет и Затык. И неповторимый характер. У каждого на шее элегантный черно-белый шарфик, а на ногах — светлые кеды (художники Андрей Запорожский и Алевтина Торик) (но при этом зайцы, конечно, настоящие — с ушками торчком и белым пушистым хвостиком). Они — подлинное искусство, молодое, энергичное. Им противостоят две «приглашенные звезды», напоминающие стареющих поп-идолов нашей эстрады, решенные в пародийном ключе, однако с тонким вкусом и прекрасным чувством юмора.
В конце интермедии актеры магического театра решают показать ребятам сказку про Елочку, а ей, в свою очередь, — про то, к чему приводит неуемное желание ускорить время. Такой вот театр в кубе.
Зайцы открывают занавес, и зритель видит елочное семейство в зимнем лесу: присутствуют все поколения — от прадедушки до правнучки, заглавной героини. Елочка Ольги Гапоненко — не совсем андерсеновская. В сказке «ни солнышко, ни пение птичек, ни розовые утренние и вечерние облака не доставляли ей ни малейшего удовольствия». В спектакле Елочка радуется: «Как хорошо в лесу! Жаль, что этого никто не видит». Она озорная, ей все интересно — и звезды на небе, и снег на ветках, и что будет дальше, и что такое море. А родные вокруг только ссорятся, ничего вокруг не замечая, и боятся слова «дровосеки» (а она даже не знает, кто это!) — оттого и скучно ей жить в лесу. Зайцы тоже ссорятся, но все умеют превратить в игру.

Н. Тарновская (Нострадамус), О. Гапоненко (Елочка). «Большое путешествие маленькой Елочки».
Фото В. Постнова
Заяц по имени Голова дает команду, и на сцену нарочито театрально выдвигаются дополнительные кулисы и белый задник. Леса больше не видно, Елочка остается в центре на протяжении всего действия, а вокруг нее все быстрей и быстрей будет меняться пестрый ряд разнообразных плоских деревянных кукол, предметов, декораций. Какой этот «магический театр»? Условный, наивный и смешной. Все действие поделено на сцены («ход времени», «бег времени», «праздник» и т. д.), о которых громко объявляет один из зайцев. Он сообщает зрителям: «Наступила весна» — и попутно объясняет своему товарищу, что «наступать ни на кого не надо». И если «лето пробежало», то от исполнителя с круглым солнышком на голове (словно с детских рисунков) требуется только промчаться по сцене. Театр действительно магический. На заднике возникают разнообразные двигающиеся проекции: сияет солнышко или ездят туда-сюда разноцветные машины. Или сменяют друг друга живописные шедевры великих мастеров, посвященные таинству рождения Иисуса: пещера, Иосиф с Марией, волы, поклонение волхвов, Ангел и звезда (лирическое высказывание режиссера — рождественские стихи Иосифа Бродского, которые читает заяц Нострадамус, — услышат, конечно, взрослые зрители, но и дети, может быть, запомнят: обязательно настанет момент, когда «смотришь в небо и видишь — звезда»).

Кудашов, ставя сказки, часто придумывает второстепенных героев. В «Елочке» таким придуманным оказывается целое общество — «Общество забытых вещей». На чердаке, куда попадает героиня после праздника, вместо мышей, которые приходили к ней в сказке, чтобы послушать интересные истории, в спектакле — целая свалка забытых вещей: самовар Иван Иваныч, простодушная стремянка «простая, русская», изысканный граф Граммофон и т. д. Одушевленные вещи, имеющие свой характер и свою нелегкую судьбу, — придумано в духе Андерсена. И, конечно, то, что все вещи играются теми же актерами, что и семья Елочки, — не случайно. Именно в «ОЗВ» героине предлагают вспомнить то время, когда она была счастлива (такова цена вступления в общество). Разумеется, она вспоминает свою семью.
Когда Елочку отправляют в мусорный контейнер и поджигают, на сцене возникает настоящее пиротехническое шоу. Кулисы магического театра исчезают, возвращая героиню домой. После пережитого она готова простить все своим родным.
Магическое представление — настоящее испытание, искушение души маленькой Елочки. Поскольку вся постановка — своеобразный сон, театральная реальность, целиком и полностью созданная Зайцами, то Елочке в конце предоставляется право выбора. Он — в пользу вечных ценностей, любви, дома, которые все-таки важнее короткого ослепительного мига. Финальная музыка, в которой слышны хоралы (музыкальное оформление Владимира Бычковского), возвещает: «Душа спасена».
В постановке Дмитрия Егорова и Екатерины Гороховской действие сказки перенесено в современный мир с его реалиями: наглыми милиционерами и пьяными дедами морозами с покосившейся бородой, с фейерверками, взрыв которых напоминает разрыв снаряда на войне, с салатом оливье, без которого праздник не состоится.


Название спектакля содержит суровое, совершенно не праздничное уточнение: «Ель (не елка)». Место действия — городская помойка. Малая сцена театра Ленсовета завалена разноцветными мусорными мешками. Рядом с ними ютятся пластмассовые бачки, а в центре стоит уличный фонарь (художник-постановщик Фемистокл Атмадзас). В такую обстановку попадают герои разных сказок Андерсена: Стойкий оловянный солдатик (Сергей Агафонов), Танцовщица (Ольга Семенова), Девочка со спичками (Анна Карпова), Оле Лукойе (Олег Абалян). В их костюмах есть какие-то намеки на прежнюю, сказочную, жизнь (художник по костюмам Ольга Атмадзас). Только Девочка со спичками одета в современные черные широкие штаны и кофту и ничем не напоминает сказочный персонаж. В начале все герои сжимаются в тесный круг, чтобы спастись от царящего вокруг звукового хаоса: звонки мобильных телефонов, гул машин… Герои эти (видимо, за ненадобностью) находят приют на помойке. Здесь они собираются скромно встретить Новый год, открыв бутылку молока. Но тут в их мир неожиданно врывается новый персонаж.
Это Девочка-восьмиклассница с внешностью типичного эмо: черные обтягивающие джинсы, громоздкие кроссовки, жирные черные полосы макияжа. Как и полагается в этой субкультуре — у нее истерика. В руках девочка держит мягкую игрушку — белку из мультика «Ледниковый период». Из ее гневных речей по мобильному телефону мы понимаем, что героиня Алены Бондарчук считает себя уже выросшей из таких подарков и в обиде на родителей, которые все еще считают ее маленькой. Именно она и станет Елочкой в спектакле, который решит разыграть для нее Оле Лукойе.
Сказку будут лепить, как говорится, из того, что есть. Из мусорного пакета появятся зеленые ошметки, которые станут нарядом для Елочки. В качестве праздничных украшений — кусочки фольги. Кто-то даже хотел повесить на нее старую компьютерную клавиатуру, но это некрасиво.
Актеры из подручных материалов создают целые истории. Скажем, еще в начале Елочка говорит, что не знает, что такое море. И рождается интермедия на тему «море». Голубой полиэтилен вздувается парусом и тут же простирается «водной гладью» на всю сцену. Сквозь прорези появляются несколько рук в перчатках — это и рыбы, и чайки, хватающие пищу острыми клювами. Белый бумажный кораблик проплывает по волнам. С одного конца появляется голова, которая в рапиде изображает, что тонет. С другого конца появляется капитан с бутылкой — подзорной трубой и бросает утопающему бублик — спасательный круг. Тот хватает его зубами. И все это под музыку, напоминающую шотландский рожок (музыкальное оформление Дмитрия Егорова, Андрея Титова). Жаль, что таких сцен, остроумных и изобретательных, в спектакле немного. В «Ели» избыток суеты, и порой авторы спектакля слишком настойчивы в желании окунуть зрителя с головой в аллюзию на сегодняшний мир. Неужели история Елочки актуальна только для девочек эмо?
В процессе перевоспитания капризной девушки сказочная труппа Оле Лукойе успела поссориться и помириться: Девочка со спичками согласилась с тем, что главная роль досталась не ей, нагрянувший Милиционер не сразу, но втянулся в общую игру. В финале сказочные герои уходят вместе с Оле Лукойе в неведомое далеко, и прибежавшая с едой (чтобы устроить настоящий Новый год) Елочка застает только притомившегося костюмированного Деда Мороза. Не детский, но, несомненно, новогодний финал: она кормит его салатом оливье.
Казалось бы, что может быть общего между кукольным спектаклем Руслана Кудашова в БТК и драматическим Екатерины Гороховской и Дмитрия Егорова на малой сцене Ленсовета? Роднит режиссеров Мастерская Г. М. Козлова и то, что их по-прежнему относят к «молодым», хотя за плечами у них ряд серьезных постановок. Сближает спектакли и внутренняя драматургия, и задача поставить новогодний утренник как «художественно полноценный спектакль» — понятия нынче почти несовместимые. В обоих случаях инсценировщики додумали сказку Андерсена, воспользовавшись ею как поучительной историей. В центре внимания обеих постановок — героиня, взрослеющая не в абстрактном лесу, а в собственной семье, настоящей или сложившейся при определенных, непростых обстоятельствах. И сюжет сказки разыгрывается для нее, дабы изменить ее отношение к родным и научить ценить каждое мгновение жизни. Трагизм андерсеновского финала снят приемом театр в театре, зато зрители остаются вместе с героиней, живой и невредимой, понявшей и принявшей своих близких такими, какие они есть. Ведь любовь в семье — гораздо важнее, чем неизбежное несовпадение привычек и характеров, наших несовершенств и разногласий. Это и есть настоящая ценность.
Февраль 2009 г.
Комментарии (0)