Спектакль «Берег утопии» больше чем спектакль — это культурологический поступок. Здесь начинается работа по заполнению национально-исторического смыслового вакуума, который болезненно ощущается каждым думающим человеком современной России. Этой работе мешает многое. И, пожалуй, больше всего то, что на повестке дня у власти сегодня — любовь к Родине…
Драматург-англичанин говорит о Белинском, не подозревая, что «более тоскливого персонажа в учебнике литературы невозможно представить» (на это замечание в одном из интервью Стоппард только удивился: «Сложно представить, как им такое удалось»). РАМТ актуализирует глубоко зарытое чувство национальной истории, как будто в театре ничего не знают о выборных и других акциях «Единой России». Здесь все по-настоящему. Живые, удивительно живые люди, которые думают о прошлом, настоящем и будущем страны так же естественно, как едят, любят и ссорятся. Энергия их искренних, честных заблуждений работает на возрождение национального самосознания больше, чем все вместе взятые попытки конструирования «нового патриотизма». Спектакль задает свою парадигму в художественном освоении этой темы: не государственно-гламурно-попсовую (на этой ниве урожай не заставил себя ждать), но реально работающую на глубинное подключение человека к своей истории и культуре.
…А актер Редько в роли Белинского провоцирует на создание специальной национальной премии, что-нибудь вроде «за возрождение культурных героев отечественной истории».
Ноябрь 2008 г.
Комментарии (0)